"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Суббота, 27.04.2024, 10:57
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

kondratio
Мистерии и христианcтво. Окончание

Начало тут

Иудейское.

Самое первое это ритуальная твила для снятия ритуальной нечистоты. Как в многих языческих религиях, так и в ветхозаветном иудаизме окунание в микве – необходимый ритуал для снятия религиозного осквернения. В Торе упоминаются следующие ситуации, когда наступает осквернение (‏טומאה, тума): прикосновение к мертвецу, прикосновение к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мёртвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, заражённость проказой или гонореей. В чем смысл твилы в Торе – можно прочесть в нашей статье «Не оскверняйте себя ничем этим».

Позже во времена Второго Храма евреи ритуал твилы сделали неотъемлемой частью прохождения гиюра. Раньше для того, чтобы стать иудеем достаточно было выразить желание принять Яхве как своего единого Бога и для мужчин сделать обрезание. Потом иудеи добавили обязательное погружение в микве, которое должно показать очищение язычника, желающего стать иудеем, от его языческой скверны.

Наконец вершиной развития ритуала иудейской твилы стал Иоанн Креститель. Дело в том, что в среде иудеев, особенно фарисеев, ко временам Иоанна были популярны следующие представления. Бог перед тем как дать людям Закон (Тору) долго искал разные народы, через которые нужно было это сделать. Но все народы отказывались и только евреи согласились на это. Таким образом евреи являются особым народом на счету у Бога и за то, что они согласились взять на себя бремя Закона, их грехи будут автоматом оправданы (отсюда известное выражение «оправдание Законом», которое позже критикует Павел). В частности, было популярно поверие, что даже если самый грешный еврей вдруг будет брошен во адское пламя, Авраам его, только потому что он «дитя Авраама», своей рукой выхватит оттуда и посадит на свое лоно. То есть евреи верили в такую индульгенцию от Бога. Христос ясно показал, что это ошибка в своей притчи «О богаче и Лазаре». Однако и раньше в иудейской среде были религиозные деятели, которые выступали против таких заблуждений. Среди них был и пророк Иоанн Креститель:

«Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и были омываемы в Иордане-реке от него, признающиея грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему омыться, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я омываю вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет омывать вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мат.3:5-12)

Иоанн призывает людей к покаянию и как знак этого покаяния – совершить омытие, твилу в Иордане. Это было оскорбительно для многих иудеев, ведь по сути их приравнивали по греховности к язычникам и призывали пройти ритуал, аналогичный при гиюре язычников. Однако Иоанн четко говорит, что никакое происхождение от Авраама не даст индульгенции, и у евреев нет монополии на сыновство Аврааму.

Иоанн конечно не прощает грехи – это делает только Бог на основании искреннего сердечного покаяния человека. Окунание в воду – это знак для других и для самого себя, что человек признает свою греховность и желает измениться к лучшему.

Дальше же идет кульминация твилы. Иоанн омывает самого Яхве в лице Христа:

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну чтобы быть омытым им. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно быть омытым Тобою, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, омывшись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мат.3:13-17)

 Какой же смысл этого события? Понятно, что Христос не имеет греха. И Иоанн закономерно отказывается омывать Христа, и скорее наоборот – хочет быть омытым Христом. Но Христос говорит, что это надо сделать чтобы исполнить волю Бога (именно это значит выражение «исполнить всякую правду»). И дальше происходит событие, которое раскрывает смысл всего этого ритуала, более того – дополняет смысл ритуального омовения на будущее:

Открылись Небеса – в Библии Небеса отворяются обычно перед каким-то особым Откровением от Бога.

Дух Бога как горлица ниспускается на Христа (или в другом переводе «во Христа»). Святой Дух теперь со Христом и во Христе.

Глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение - Бог-Отец признает во Христе Своего Бога-Сына и Мессию (параллель со знаменитым вторым мессианским псалмом). Слово «возлюбленный» указывает что этот Сын будет принесен в жертву (именно Авраам принес своего «возлюбленного» сына Ицхака).

Так в чем же лежит смысл этого странного омовения?

Главный смысл в крещении Иоанном Христа в явлении. Не зря ведь этот праздник называется Богоявление. Бог тут впервые нам ясно и четно являет Себя в Троице. Тут одновременно явились Отец, Сын, и Св. Дух. Более того Бог тут являет Христа-Бога как Мессию для исполнения миссии спасения людей. Ритуал тут меняет свой смысл. Вместо внешней демонстрации покаяния человека, очищения его от грехов, Бог являет Себя и свои намерения миру.

В дальнейшем ритуал Крещение/омовение приобретает и греческое прочтение. Христос прямо заповедует ученикам крестить других людей «во имя Отца и Сына и Святаго Духа»: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мат.28:19,20)

Дело в том, что в торговых обычаях Средиземноморья того времени, если человек покупал себе раба, то он его ритуально омывал водой. Это был ритуал перехода раба в собственность новому хозяину. Соответственно омыть раба — это вступить в права владения им. Понятие «во имя» кого-то значит зафиксировать права собственности на чье-то имя. Соответственно омыть раба во имя кого-то - это значит, что этот кто-то вступает в права собственности этим рабом. Итого крестить/омыть «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» это значит привести в собственность Богу-Троице.

В отличии от мистерии где ритуал — это внешнее оформление процесса перехода, в христианстве ритуал — это явление уже произошедшего и существующего. Христос и до крещения был сыном Бога. Но в крещение он об этом всем явил. Так же и уверовавший – он уже через получил дар Духа, ибо сам факт веры — это дар Духа, а крещением он это являет другим.

Чтобы спастись человек должен как минимум уверовать во Христа-Спасителя. А сама эта вера – это дар Духа: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кр.12:3) А Дух дышит где хочет. Никто не может Ему приказать дать веру или какой-то иной дар посредством мистериальных механизмов. Так какое же место в деле спасения занимает Крещение, ведь производить оное предписано самим Христом?

Ответ на это дан в самом смысле крещения Христа Иоанном - чтобы нечто явить. Таким образом в христианстве суть ритуала Крещения, да и всякого другого ритуала ясна – это явление в материальной знаковой форме (провозглашении слов, омывании водой, преломлении Хлеба) чего-либо, что проделает Бог и Человек в религиозной жизни.

 

Явление нужно для:

- представления другим чего-то, что произошло в сердце человека. Человек крестясь, являет другим (как христианам, так и язычникам) тот факт, что он уверовал. Поэтому этот ритуал предполагает, как минимум одного свидетеля, которые проводит этот ритуал над крещаемым и тем свидетельствует о том, кто получил дар Духа. Он говорит другим христианам – я теперь один из вас, теперь я принадлежу Богу. Для спасения Крещение не обязательно – признал разбойник Христа на кресте и тем спасся. Но оно очень полезно для фиксации этого важнейшего акта в жизни человека – веры во Христа и присоединения к Его Церкви. Крещение — это мирской ритуал явления уже произошедшей встречи человека и Христа. Это не инициация, которая сама по себе является необходимостью и частью самого процесса встречи с Божеством. Если ритуал инициации не произвели – инициации нет. Если человек уверовал, но ритуала явления веры не произошло – он все равно спасен. Если говорить о тайне – так это тайна действия Благодати в сердце человека, и ритуал к этому не имеет отношения, и конечно это уже никакое не таинство (в отличии от язычников где именно ритуал таинство)

- закрепление этого события в памяти этого человека и других людей (чтобы мир сей не смыл этот память как он смывал память об Исходе у иудеев)

- дополнительная (к тексту) знаковая в виде ритуала иллюстрация религиозного события. Ведь омовение в воде для ритуала признания свой веры выбрано не случайно. Христос Сам дает нам намек, сравнивая в беседе с Никодимом, уверование с рождением. Человек рождается из утробных вод, как бы выныривает из них в жизнь. Крещаемый как бы выныривает из воды в новую жизнь. При чем в сердце человека это рождение происходит действием Св. Духа (рождение/крещение от Духа) а вне, в материальном мире сем это делается явным через водное крещение от людей. Заметим, что человек сам себя не крестит – его кто-то крестит сам. Человек сам по себе уверовать, или получить другой дар Духа не может – это воля Бога. Так и материальное знамение этого уверования человеком проводится кем-то другим из людей (в частности другим верным Христа).

Поскольку в этом мире дьявол, уверовавших христиан, получивших доступ к Божеству, хочет, как ту пшеницу на каменистой почве иссушить, то большинству людей, которые пока не могут, не готовы принимать явных, видимых даров Духа, нужно показывать еще какое-то земное действие, как иллюстрацию, чтобы обозначить что они (некоторые дары Духа) таки получают, что связь с Богом таки налаживается.
Сам Христос многие Свои действия от Крещения (омовения Иоанном) так и до чудес (например, смазывает грязью глаза слепому) иллюстрирует чем-то приземленным. Потом Христос дул на учеников и т.д. То есть производятся некоторые земные действия, которые как бы иллюстрируют (но не предопределяют) Божественные.

***

Этот принцип христианского ритуала распространяется и на многие другие религиозные действия.

Во время Преломления и Вечери мы воспоминаем, реконструируем в сознании Жертву Христа, но не проводим ни мистерию (как соединение с Божественным Бытием) ни собственно жертвоприношение. Мы просто это вспоминаем, уже давно постоянно пребывая в Бытии божественном.

Поскольку не всем дано и полезно зреть множество атрибутов Божественного бытия, то они и не даны в непосредственном восприятии. Но заменены менее поражающими земными актами-иллюстрациями. Так показываются действия Бога для плохо зрящих сердцем, для полуслепых. Ведь сердца часто жестоки и не видят многого, и для них создается иллюстрация, знак, того, чтобы то чего недостаточно зрят сердцем, видели хотя-бы глазами.

Иллюстрация – призвание Павла, когда Бог ему явился Сам, но отсылает его к христианам, которые через рукоположение исцеляют его и крестят. Например – человек больной. Бог его исцеляет, но и сам он и многие другие могут по греховности своей сказать, что это случайность, безличное чудо и т.д. А если христианин придет к больному, положит на него руку, помажет елеем, скажет, что исцеляет Бог и потом произойдет исцеление – то тут уже четко и ясно станет что исцеление Богом сделано. Но это не означает, что Бог не может действовать Сам, без действий людей, как это было, например, в первой части обращения Павла. Просто Бог часто Свои чудеса делает при участии других людей. Так явился Бог Павлу Сам, а вот ввели его в церковь и научили основам Евангелия – люди-христиане.

Уверовавшие в Христа уже стают частью того будущего нового мира, который пока тут называется Церковь, «собрание», и хоть живут в мире этом, на самом деле в нем уже не живут. Церковь это уже не от мира сего. Церковь этот тот новый мир Христов, в который могут перейти люди мира сего через веру во Христа. Никаких символов, никаких мистерий по соединению миров христианам не нужно. Уверовал искренне – вот ты уже в другом мире. Однако стал равнодушным, засуетился, согрешил – и ты постепенно уходишь от мира истинного в Матрицу. Выйти же из Матрицы в реальность можно лишь верой во Христа. Ведь после грехопадения мир утратил свою онтологическую реальность, тут уже нет бытия, нечего соединять.
В истинную реальность, в которую человек, пока еще не освободившийся от страстей входит, но всего не видит. Он в реальности через веру входит и там есть, но еще не усвоил ее полностью. Он видит все как сквозь тусклое стекло. «Теперь мы видим, как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). И чем больше он будет усваивать эту реальность через любовь, тем яснее увидит. Христос, однако, не хочет, чтобы христиане оставались в неведении, хоть и всего узреть пока своими слабыми сердцами не могут.
Поэтому, Христос, дает слабовидящим сердцами маяки, которые можно пока увидеть и глазами:
через апостолов и пророков дает Писание;
иногда Сам творит ясно осязаемые чудеса;
через харизматов дает превращение незримого действия Благодати в зримое, например чудо,
через молитву дает инструмент богообщения;
через регулярное Преломление хлеба дает якорь который не дает сорваться в суету через забытие Христа и Его Жертвы;
через совместные собрания, экклесии («где двое или трое соберутся в Имя Мое – там Я буду») дает обруч соединяющих всех в единое, чтобы не распылиться по дьявольской матрице мира сего;
то есть дает слабовидящим сердцем возможность частично видеть и глазами в Христовой реальности.
Еще тут просматривается личностный аспект. Личность Бог действует через личностей-людей (Христа, апостолов, всех христиан). И действия в виде жестов или чего еще – это подтверждение этого, то есть того, что: а) Бог личность, б) люди личности, в) их взаимодействие — это личностное общение, г) это личное общение суть Любовь.

Что подходит под это объяснение? Крещение, исцеление, изгнание бесов (ибо бес тоже личность и с ним личное общение через личность Бога – изгоняется без во имя Бога) – то есть действия Духа.

А как же быть с Преломлением хлебов? Сам Христос о Преломлении хлеба сказал – «сие творите в Мое воспоминание». То есть, – Христос говорит, – приоткрывать уже ничего не надо, Тело поламано, Кровь пролита, грехи отпущены, Новый завет заключен, смерть преодолена – все уже сделано и свершилось, но не забывайте об этом (не давайте себя засасывать в трясину миру).

Преломление иллюстрирует Жертву Христа. И Христос заповедовал регулярно преломлять Хлеб чтобы эту жертву вспоминать, не забыть ее под действием греха и суеты.
Но само Преломление не есть какое-то специальное действие Духа (христиане всегда в Духе), которое должно происходить через людей. Это и не жертвоприношение, ибо уже жертва была проведена Христом. Преломление – это как праздник, которые существует для того, чтобы а) оторваться от мирской суеты б) вспомнить, провести время с Богом.

Чтобы слабый человек не забывал о:

  1. Самом факте Жертвы – ломается тело и кровь проливается (как это было у пасхального агнца).
  2. О своей к Ней причастности (жертва касается конкретного человека в его Спасении) – каждый есть и пьет.
  3. О своем соединении с Богом (о своем принятии веры как дара Духа)
  4. О своей соединенности с другими людьми-христианами в экклесию-церковь (Преломление — это групповое действо)
  5. О соединении общины и Бога как одного тела

Не зря ведь первые Христиане собирались по воскресеньям и в тот день совершали Преломление. Евреи на Песах уже в своем государстве и вспоминают, как оно им досталось, аналогично христиане уже с Богом и в Преломлении вспоминают, празднуют как Бог преодолел пропасть греха между людьми и Собой через Христа.

***
Итак, время мистерий с Воскрешением Христа прошло. Но зачем же их тогда возродили многие христиане? Просматривается такая причина. Обмирщение, когда христианство в угоду миру сему, политике и экономике, опускают (всеми способами – от теологии, когда извращают понимание Бога до экклесиологии, когда извращают обустройство экклесии) к миру, а потом уже это опущенное, больное христианство пытаются заставить связываться с Богом через посредников – мистерии и их проводящих жрецов-клириков. Языческая философия, которой буквально загружают христианство, глубоко безличностная. Таким образом и возбуждается интерес мистериальности в христианстве. Философия, аннигилируя личность – убирает видимость связи человека и Бога, и стремиться заполнить этот вакуум мистериями – творением новых механических регионов бытия, символически связывающих бытие-в-мире и бытие трансцендентное.


https://kondratio.dreamwidth.org/924118.html


 

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог