"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 23.11.2017, 21:43
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
духовное [0]
фото [0]
новое на сайте [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск
Случайное фото из альбома

Поделиться этой страницей:


ПАТРИАРХИ (XIX — XII вв. до Р.Х.)


I. НАЧАЛО НАРОДА БОЖИЯ. АВРААМ

Среди погруженных во тьму язычества племен Бог избирает Себе людей, которые должны положить основание Его народу, или Церкви. Первым из них был Авраам, или Аврам, выходец из Ура Халдейского в Месопотамии. Аврам — лицо историческое. Время его жизни относится к середине XIX в. до Р. X.[25]

Призвание Авраама означало поворотный момент в истории богооткровенной религии. В отличие от нарушителей небесной воли, о которых говорит Пролог Библии, Авраам воплощает в себе готовность исполнить повеление Божие: порвать со своей средой и основать новую общину в земле, указанной Богом (Евр 11.8).

1. Призвание Авраама. Обетование Божие (Быт 12.1–9)

 

ЯХВЕ сказал Авраму: «Оставь свою страну, родных, отчий дом — иди в землю, которую Я укажу тебе.

2 Я произведу от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу твое имя: ты станешь благословением!

3 Кто тебя благословит — того Я благословлю! Прокляну того, кто тебя проклянет! Благословением ты станешь для всех народов земли!»

4 И Аврам пустился в путь, как повелел ему ЯХВЕ; Лот пошел вместе с Аврамом. Авраму было семьдесят пять лет, когда он покинул Харран. 5Он взял с собою жену Сару, племянника Лота, все нажитое добро и всех людей, какие были у них в Харране, и вместе с ними пошел в Ханаа́н. Они прибыли в Ханаан 6 и пришли к дубу Морэ́, что близ Шехе́́ма. В ту пору эта земля была населена ханаане́́ями, 7 но ЯХВЕ явился Авраму и сказал: «Я отдам эту землю твоим потомкам!» И Аврам воздвиг там жертвенник Явившемуся Господу.

8 Затем он направился в горы, что лежат к востоку от Бет–Э́́́ля, и раскинул там свои шатры — Бет–Эль был от него на запад, а Ай на восток. Там Аврам воздвиг ЯХВЕ жертвенник и призвал имя Господне.

9 Затем он направился на юг, в Не́́гев.

 


 

Уход Аврама из родного племени язычников был связан с его обращением к вере в единого Бога. Благословение Божие Авраму перейдет на все народы земли. Смысл же этого обетования раскроется лишь постепенно.

 

2. Жизнь Авраама в Египте и Вефиле (Быт 12.10–20; 13)

10 В стране начался голод — такой сильный, что Авраму пришлось искать пристанища в Египте.

11 Приближаясь к Египту, он сказал Саре: «Я знаю, какая ты красивая. 12 Египтяне увидят тебя, поймут, что ты моя жена, и тебя оставят в живых, а меня убьют! 13 Скажи им, что ты моя сестра, — и все будет хорошо: ты спасешь мне жизнь!»

14 Аврам пришел в Египет, и египтяне увидели, как прекрасна Сара. 15 Придворные тоже ее заметили, стали расхваливать фараону ее красоту, и Сару взяли к фараону во дворец. 16 Дела Аврама шли хорошо благодаря Саре: у него появились и овцы, и коровы, и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды.

17 Но ЯХВЕ поразил фараона и его близких тяжкими бедами за то, что фараон взял себе жену Аврама. 18 Фараон позвал Аврама и сказал ему: «Что ты наделал? Почему скрыл, что она твоя жена? 19 Зачем назвал ее сестрой? А я из–за этого взял ее в жены! Забирай свою жену, — сказал фараон, — и уходи!» 20 И фараон велел выслать Аврама из страны, вместе с женой и со всем его добром.1

13

Аврам ушел из Египта обратно в Негев, с женой и со всем своим добром; вместе с ним ушёл и Лот.

2 Теперь Аврам был очень богат — и скотом, и серебром, и золотом.

3 Из Негева он вернулся к Бет–Элю — к тому месту между Бет–Элем и Аем, где он останавливался прежде 4 и где он воздвиг жертвенник, призвав имя ЯХВЕ.

 

5 У Лота, кочевавшего вместе с Аврамом, тоже был свой скот и свои шатры. 6 Земли уже не хватало на двоих: столько было у них всякого добра, что жить вместе им стало тесно. 7 Между пастухами Аврама и Лота начались ссоры (а в ту пору в этой земле жили еще и ханаанеи, и периззе́́и2). 8 И Аврам сказал Лоту: «Давай сделаем так, чтобы не было раздоров между нами, между твоими и моими пастухами: ведь мы с тобой родня! 9 Вся земля перед тобою — давай разойдемся. Если ты налево — я направо. Если ты направо — я налево». 10 Лот увидел, что Иорда́нская Долина — вся, вплоть до самого Цо́ара3, — орошена водой, словно сад Господень, словно земля египетская (это было еще до того, как ЯХВЕ уничтожил Содом и Гомо́рру). 11 Лот выбрал Иорданскую Долину и направился на восток. Так их пути разошлись: 12 Аврам поселился в Ханаане, а Лот — около городов Долины. Он кочевал рядом с Содомом. 13 Жители Содома были скверные люди и много грешили против Господа.4

 

14 Когда Лот и Аврам расстались, Яхве сказал Авраму:

«Оглянись! Посмотри отсюда на север и на юг, на восток и на запад. 15 Всю эту землю, которую ты видишь, Я навеки отдам тебе и твоим потомкам. 16 Я сделаю твое потомство многочисленным, словно песок: как не счесть на земле песчинок, так не счесть и твоих потомков. 17 Ступай же, обойди землю, которую Я отдаю тебе, пройди ее вдоль и поперек».

18 Переходя с места на место, Аврам достиг дубравы Мамре́́, что близ Хеврона, остановился там и воздвиг жертвенник ЯХВЕ.

 


1 * Св. Писание изображает Аврама, не скрывая его слабостей. Его нравственные понятия еще очень примитивны. С другой стороны, отмечается, что с момента призвания патриарха и его готовности следовать велению Божию он находится под особым покровительством.*

2 13:7 Периззеи — один из народов, которые, согласно Библии, обитали в Палестине до прихода евреев (ср. 15:20; 34:30 и др.). Нигде, кроме Библии, периззеи не упоминаются.

3Этот рассказ подразумевает, что до гибели Содома и Гоморры (гл. 19) на месте Мертвого моря была цветущая долина, орошаемая Иорданом. Город Цоар находился у южной оконечности Мертвого моря.

4 * Лот, пленившись благами земли Содомской, поселился там, хотя это означало соседство с развращенным народом (в Содоме процветали изуверские культы).*

 

 

 

 

Св. Писание изображает Аврама, не скрывая его слабостей. Его нравственные понятия еще очень примитивны. С другой стороны, отмечается, что с момента призвания патриарха и его готовности следовать велению Божию он находится под особым покровительством.

13.5–13. Лот, пленившись благами земли Содомской, поселился там, хотя это означало соседство с развращенным народом (в Содоме процветали изуверские культы).

 

3. Встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт 14)

14

B правление Амрафе́́ла, царя шина́рского, Ариоха, царя элласа́рского, Кедорлао́мера, царя эла́мского, и Тида́ла, царя гои́мского1, 2 была война: они пошли походом на Беру́, царя Содома, Биршу́, царя Гоморры, Шина́ва, царя Адмы́, Шеме́́вера, царя Цевои́ма, и на царя Бе́́лы (что ныне называется Цо́ар), 3 собравших свои войска в долине Сидди́м (ныне Мертвое море). 4 Двенадцать лет они были под игом Кедорлаомера, на тринадцатый взбунтовались, 5 а на четырнадцатый год пришел Кедорлаомер со своими союзниками. Они разбили рефаи́мов2 в Аштеро́т–Карна́име, зузе́́ев в Ха́ме, эме́́ев в Шаве́́–Кирьята́име 6 и хорре́́ев в их горной стране Сеи́р, у Эл–Пара́на, что на краю пустыни. 7 Оттуда они повернули к Эн–Мишпа́ту (что ныне называется Каде́́ш) и опустошили земли амалекитян и аморе́́ев, обитающих в Хацецо́н–Тама́ре. 8 Царь Содома, царь Гоморры, царь Адмы, царь Цевоима и царь Белы (что ныне называется Цоар) вышли навстречу и в долине Сиддим вступили с ними в сражение — 9 с Кедорлаомером, царем эламским, Тидалом, царем гоимским, Амрафелом, царем шинарским, и Ариохом, царем элласарским. Четверо царей бились против пяти. 10 А в долине Сиддим было множество ям, полных асфальта3. Воины царей Содома и Гоморры обратились в бегство и увязли в этих ямах. Кто уцелел, те бежали в горы. 11 Победители забрали все богатства Содома и Гоморры, все их припасы, и ушли прочь. 12 Увели они и Лота, Аврамова племянника, который жил в Содоме, и забрали все его добро.

 

13 Один из уцелевших пришел к Авраму–еврею4, который жил у дубравы Мамре́́–аморея (у Мамре были братья Эшко́л и Ане́́р; они и Аврам были связаны обязательством помогать друг другу). 14 Узнав, что племянник в плену, Аврам собрал своих людей — триста восемнадцать человек, от рождения принадлежавших к его дому, — и пустился в погоню. Около Да́на, 15 ночью, он окружил врагов, разбил их и преследовал до самой Ховы, что к северу от Дамаска.

16 Он отбил у врагов всю добычу, и Лота с его добром, и женщин, и пленных.

17Когда Аврам возвращался после победы над Кедорлаомером и его союзниками, царь Содома вышел навстречу Авраму в долину Шаве́́ (что ныне называется Царской долиной).

18 Мелхиседе́́к, царь Сали́ма, жрец Бога Вышнего, вынес Авраму хлеб и вино 19 и благословил его такими словами:

 

«Да благословит Аврама Бог Вышний,

Создатель неба и земли!

20 Благословен Бог Вышний,

Что врагов твоих предал в руки твои!»5

 

Аврам дал Мелхиседеку десятую часть всей добычи.6

 

21 Царь Содома сказал Авраму: «Верни моих людей, а добычу оставь себе». 22 Аврам ответил: «Я клянусь, воздев руку к Господу, Богу Вышнему, Создателю неба и земли, 23 что не возьму из твоего добра ничего — ни нитки, ни ремешка от сандалий. Не говори потом: „Это я сделал Аврама богатым". 24 Мне не нужно ничего, кроме того, что пошло моим людям на пропитание. И пусть получат свою долю те, кто ходил со мной в поход, — Анер, Эшкол и Мамре».7

 


1За исключением Шинара (южная Месопотамия) и Элама (юго–запад Ирана), упоминаемые в этом стихе географические названия не поддаются надежной идентификации, равно как и имена царей.

2 14:5_7 Рефаимы —легендарные люди гигантского роста, неоднократно упоминаемые в Ветхом Завете. Согласно Втор 2:10!11, 20!21, к их числу принадлежали эмеи, обитавшие в Моаве до прихода туда моавитян, и замзуммеи, обитавшие в Аммоне до прихода туда аммонитян (замзуммеи, по-видимому, — то же самое, что зузеи из Быт 14:5).

Аштерот — город в Заиорданье, столица Васана (Нав 9:10). Карнаим располагался приблизительно в трех километрах от Аштерота.

Кирьятаим находился к востоку от Мертвого моря (Нав 13:19).

3Асфальт — застывшая минеральная смола, родственная нефти. Близ Мертвого моря есть много месторождений асфальта.

4 14:13 ...Авраму_еврею... — Слово «еврей» (ивр_и ) встречается здесь первый раз.В дальнейшем так будут называть Иосифа египтяне (Быт 39:14, 17; 41:12). Сам Иосиф говорит, что его «похитили из еврейской земли» (Быт 40:15). В дальнейшем понятие «евреи» становится синонимом понятия «израильтяне» или «сыны Израилевы».

5 14:17_18 Еврейская традиция отождествляет Салим с Иерусалимом (ср. Пс 75:3),а Царскую долину — с Кедронской долиной под Иерусалимом (ср. 2 Цар 18:18).

Имя Мелхиседек соответствует евр. имени (или титулу?) Малкиц_едек («царь праведен» или «царь законен»). Помимо Быт 14, это имя (титул?) упоминается в Пс 109:4.

В Новом Завете (Евр 7) ветхозаветный образ Мелхиседека применяется к Христу, причем хлеб и вино, принесенные Мелхиседеком, становятся прообразом Евхаристии.

_ Бог Вышний — евр. Эл_Эль_он. Слово Эл восходит к прасемитскому _Илу («Бог»).

В Ханаане это, по преимуществу, был эпитет Верховного Бога. В Ветхом Завете Эл обычно встречается в сочетании с другими эпитетами Бога: «Бог Вышний» (Эл_Эльон), «Бог Вечный» (Эл_Олам — Быт 21:33), «Бог, Видящий меня» (Эл_Рои -- Быт 16:13), «Бог Завета» (Эл_Берит — Суд 9:46), «Эл — Бог Израиля» (Эл_Элохе_Исраэл —Быт 33:20). См. также примечание к 17:1 об эпитете Эл_Шадд_ай.

Рассказ о встрече Аврама с Мелхиседеком отражает древнюю израильскую традицию, которая отождествляла совершавшееся в Салиме поклонение Богу Вышнему (Эл_Эльон) с поклонением ГОСПОДУ (Яхве ), Богу Израиля (ср. слова Авраама в 14:22).

 

6 14:20 Аврам следует существовавшему на древнем Востоке (и не только там) обыкновению жертвовать Богу часть добычи или прибыли («десятина»).

7 * Рассказ, взятый, вероятно, из древней ханаанской летописи, указывает на связь Аврама с царем+священником Иерусалима (Салима, см. Пс 75:3) Мелхиседеком, который так же, как Аврам, исповедовал единого Бога. Предание изображает Мелхиседека орудием Промысла, человеком, который именем Владыки неба и земли как бы санкционирует пребывание Аврама в Ханаане. Так судьба обетования с самого начала оказывается связанной с Иерусалимом, который впоследствии стал святым градом народа Божия.*

-->
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании