"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 21.07.2017, 23:41
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

 

Book of Hours, 15th century

 

Пролог


I. ТВОРЕНИЕ МИРА

 

О начале человечества и об основании ветхозаветной Церкви повествуют первые пять книг Библии, именуемые Торой, или Пятикнижием Моисеевым.

Священную историю Пятикнижия мы будем дополнять текстами из других книг Писания, чтобы полнее раскрыть ветхозаветное учение о Боге, мире и человеке.

В отличие от греческих философов, боговдохновенные авторы Библии, говоря о миротворении, не ставили себе целью дать его научную картину.

Используя язык восточной поэзии, они возвещали Откровение о Боге как верховной Первопричине мира (ср. Откр 4.11). Лаконичность библейского рассказа резко отличает его и от языческих мифов, в которых немалую роль играет художественная фантазия. Книга Бытия в скупых, но полных глубины и силы выражениях проповедует «Творца неба и земли, всего видимого и невидимого». Впрочем, хотя это и есть богооткровенная истина, сам человеческий разум в какой–то степени может подвести к идее Божественной Первопричины (см. Рим 1.19–20). Вопрос же о том, как конкретно совершалось творение и по каким законам протекали эти процессы, относится уже к области естественного познания. Библейское учение не исключает ни одной из возможных теорий космогенеза  <происхождения космоса>.

 

 

1. Божественный замысел о Вселенной, олицетворенный в образе Премудрости (Притч 8:22–31)

 

22 Яхве сделал меня

началом пути Своего,

прежде всех Своих деяний, издревле.

23 Я возникла от начала времён,

издревле, при основании мира.

24 Прежде первозданной бездны1

и источников вод я появилась;

25 ещё не были воздвигнуты горы

и холмы, когда я возникла,

26 ещё не создал Он тогда

земных просторов и первой горсти земного праха!

27 Когда Он утверждал небеса —

я там была,

когда чертил круг

на поверхности бездны,

28 когда Он водружал

облака наверху,

когда укреплял

источники бездны,

29 когда Он полагал морю предел,

которого не преступят воды,

когда устанавливал

основания земли —

30 я была при Нем строительницей,

была ежедневным ликованием,

веселилась пред Ним

непрестанно —

31 веселилась о мире земном

и ликовала о сынах человеческих.

 

 

1 Прежде первозданной бездны… — Слово «бездна» или «пучина» (евр. техо́м) отсылает нас к самому началу сотворения мира (Быт 1:2).

Премудростью в Израиле первоначально именовалось искусство управлять обществом (см. 3 Цар. 3.5–12). Впоследствии это понятие было перенесено на космический строй, принцип разумности, заложенный в структуре мира (см. Притч 3.19). Текст о Премудрости обычно относят к V в. до Р. Х.

 
 

2. Начало Шестоднева  — сказания о творении мира (Быт 1:1)

 

1. В начале сотворил Бог небо и землю.

 

1. Сказание записано ок. VI в. до Р. Х., но в устной форме существовало с глубокой древности и, быть может, некогда являлось литургическим текстом. Уже в первых словах Шестоднева провозглашаются единство и абсолютность Творца и тем самым отвергаются: а) политеизм, б) пантеизм, в) материализм, г) дуализм, д) языческое учение об извечной материи, которая будто была лишь упорядочена Божеством. Слова небо и земля соответствуют древнему шумерскому «ан ки», означающему всю Вселенную. По толкованиям Отцов Церкви, небо — духовный мир, а земля — материя. Стоящее в еврейском тексте наименование Бога Элохим есть множественное число от ЭЛОАХ (Бог). Это указание на полноту Божественности, присущей Творцу.

 

3. Хаос (Быт 1:2)

 

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

 

Земля же была безвидна и пуста (евр. тоху ва–воху). Последние два слова означают, что первозданная земля была в хаотическом состоянии. В Ис 45.18 (в буквальном переводе) мы читаем, что землю Бог сотворил не «пустой» (евр. ло–тоху). Из этого явствует, что хаотическое состояние мира проистекало не от Творца, но было уже нарушением Его воли. Нечто таинственное исказило гармонию творения.

Тьма над бездною — слово бездна (евр. техОм, мн. техомОт) созвучно с вавилонским словом ТИАМАТ. Так именовалось чудовище хаоса в халдейской мифологии. Этот же космический дракон встречается и в сказаниях других народов (египтян, финикийцев, китайцев). Он олицетворял разрушительные силы, и одновременно его почитали как существо божественное. В Библии силы хаоса тоже представлены чудовищем, которое, однако, рассматривается как тварь (левиафан, раав, дракон. Ис 51.9–10; Иов 9.13[9], Пс 73.13–14; 88.ii; ср. Откр 12.9; 20.2). Это существо воплощает в себе сопротивление божественному порядку, которое возникло в лоне духовного тварного мира (Ср. Ин 8.44; ι Ин 3.8). В конце времен эти демонические силы будут повержены (Ис 27.1; ср. Ин 12.31).

 

 Первый день творения (Быт 1:3–5)

 

 

3 И сказал Бог: да будет свет.

И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один.

 

1.3. И сказал Бог… Творение словом означает всемогущество Создателя (см. Пс 32.6; 2 Петр 3.5; Евр 11.3). День в Библии может означать любой период времени (ср. Пс 89.5; 2 Петр 3.8). Точно так же вечер и утро в данном случае условные обозначения начала и конца некоего периода (земных суток еще не было). Согласно Откр 10.6, время — преходящее свойство творения, которое присутствует лишь в незавершенном мире. Творение совершается в три этапа. Они представлены в согласии с законами параллелизма, присущими восточной поэзии, в виде двух рядов:

1) свет; 2) твердь среди воды; 3) земные растения;

4) светила; 5) водные животные; 6) земные животные и человек.

Счет от вечера к утру соответствует древнейшему счету времени, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая деятельность начиналась вечером. 1.4. Антропоморфное, метафорическое выражение, которое должно означать, что в мироздании Бог отделяет хорошее (евр. тов — доброе, полезное, гармоничное) от темного и хаотического. В дальнейшем (ст.ю, 12, і8,21,25,31) этот термин повторяется. Это указывает на гармоничную и совершенную природу того порядка, который вносится Творцом в созидаемый им мир. Однако, как явствует из других текстов (см. выше, прим. к Быт 1.2), хаотическое начало, идущее вразрез с Божиим замыслом, будет заявлять о себе вплоть до полного воцарения Божественной гармонии (ср. Откр 21.1, где море есть синоним дракона и хаоса). То, что Бог при сотворении видит мир хорошим весьма (см. Быт 1.31), свидетельствует о Его созерцании мира вне времени, т. е. в форме предельного совершенства (какое возможно для твари). Это то состояние, которое свв. Отцы Церкви называли обожением (греч. теозисом) созданного.

 

 От второго до шестого дня творения (Быт 1.6–25)

 

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.

И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом.

И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша.

И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.

И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.

И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его.

И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.

И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.

И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.

И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их.

И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.

И увидел Бог, что это хорошо.

 

Слово сотворил (евр. бара ) употребляется только тогда, когда говорится о создании: а) Вселенной как целого (ст.1), б) жизни в водах (ст.21) и в) человека (ст. 27). В прочих случаях стоит еврейское слово аса — образовал. Это указывает на особый творческий акт, имевший место в узловые моменты миротворения. В повелении воде и земле произвести живые существа содержится указание на участие природных сил в творении. Оно совершается по восходящей линии, от простого к более сложному, от неживого к живому и, наконец, к разумному.

Соотнесение светил с разделением времен означает, что космический порядок проецируется на земной. Говоря о создании светил Творцом, библейский автор тем самым отвергает их обожествление, столь распространенное в древних культах.

 

6. Сотворение человека (Быт 1.26 — 2.4 до слов «в то время…»; Пс 8)

 

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу.

И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

И был вечер, и было утро: день шестой.

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмoй от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время

 

ПСАЛОМ 8

 

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле!

Слава Твоя простирается превыше небес!

3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу,

ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:

8 овец и волов всех, и также полевых зверей,

9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!

 

Созданию человека предшествует особая мысль Божия (сотворим). Человек в отличие от всей природы создан по образу и подобию Божию (речь идет о духовной сущности человека), он призван быть венцом мироздания и его владыкой. Почил означает конец особых творческих деяний Бога. Однако сила Божия постоянно поддерживает мир. Без нее он вновь вернулся бы в ничто (2 Петр 3.7; Деян 17.28).

 

7. Творение как продолжающийся процесс (Псалом 103)

 

Благослови, душа моя, Господа!
Господи, Боже мой, как Ты велик!
Твои облачения — величие и слава,
2 как плащом, Ты окутан светом.
Небо, словно шатер, раскинул,
3 над водами чертоги возвёл.

 

Облака — колесница Твоя, Ты летаешь на крыльях ветра.
4 Ты ветры делаешь Своими посланцами, Своими слугами — огонь и пламя.

 

5 На опорах поставил Ты Землю, чтобы вовек не сдвинулась с места.
6 Как одеждой, её Океаном покрыл. Выше горных вершин были воды.
7 Ты прикрикнул на них — побежали они, заспешили, когда прогремел Твой гром,
8 по горам промчались, спустились в дол — собрались там, где Ты повелел.
9 И Ты границы назначил для них: впредь они не затопят землю!


10 По ложбинам Ты посылаешь ручьи, и текут они среди гор,
11 они поят всех полевых зверей, утоляют дикие ослы жажду.
12 Над ручьями селятся птицы, средь листвы слышны их голоса.


13 Орошаешь Ты горы из чертогов Своих, и плодами Твоих рук насыщается земля.


14 Ты траву растишь для скота и злаки, чтобы люди возделывали их, чтобы хлеб добывали у земли:
15 чтоб сердца людей вино веселило, чтобы лица их от масла блестели, чтобы хлеб подкреплял их силы.


16 Напоены водой деревья Господни — Им посаженные кедры ливанские.
17 Птицы там гнезда вьют, аисты живут среди сосен.
18 Вершины приют дают горным козлам, скалы — приют зайцам.


19 Ты луну сотворил, чтобы показывала время. Солнцу час заката назначен.
20 Ты наводишь тьму, наступает ночь, когда звери рыщут в лесу.


21 Львы, рыча, на охоту выходят — ищут пищу, что Бог им послал.
22 Когда Солнце взойдет — уйдут, в своем логове лягут спать.


23 На работу идёт человек — и до самого вечера трудится.
24 Как многочисленны Твои творенья, Господи, и как же мудро Ты все устроил!
Твои созданья заполнили землю.


25 Вот необъятное широкое море, и без числа в нем тварей морских.
Там животные большие и маленькие.
26 Там плавают корабли. Левиафан, Твое творение, резвится там.


27 Все к Тебе обращают взор — чтобы Ты дал им пищу, когда нужно.
28 Ты подашь им — они подберут, Ты с ладони их кормишь — и они сыты.
29 Ты отвернешься — они в смятении. Отберешь у них дыхание — умрут, снова станут глиной.
30 Пошлешь Свой дух — они воссозданы. Так обновляешь Ты лик Земли.


31 Слава Господу — вовеки! Пусть радуется Он твореньям Своим!
32 Он посмотрит на Землю — она дрожит. Прикоснется к горам — дымятся.
33 Буду петь о Господе доколе я жив, пока я есть — буду славить Его.
34 Пусть Его порадует песнь моя, как и я о Господе радуюсь.
35 Да не будет грешников на Земле! Да не будет на ней злодеев!

Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

 

 

О живой связи, которая существует всегда между Творцом и бытием твари, см. Псалмы 92, 148; ср. от Иоанна 5:17.

 

 

8. Второй рассказ о сотворении человека (Быт 2:4–7)

 

Когда Господь Бог создал землю и небо,
5 то не было на земле ни куста, ни травинки.
Ведь Господь Бог не посылал ещё на землю дождя и не было людей, чтобы её возделывать.
6 Лишь поток, что поднимался из недр, орошал землю.
7 Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил.

 

 

 

Рассказ записан около Х в. до Р. Х. В нем в несколько иной форме проповедуется то же учение, что и в Шестодневе; согласно ст. 5, человек появляется на пустынной земле, чтобы стать тружеником на ее просторах. Отсутствие растений означает, что до человека мир не завершен и пуст без своего владыки — человека.

2.7. [Дыхание жизни (Дух,] вложенный Богом в человека) ставит его над всем животным царством. Под прахом земным следует понимать живую материю, в которую был вложен дух.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному»[10]. «Было, — пишет епископ Феофан Затворник, — животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой, — и из животного стал человек»[11].

Дарование образа и подобия человеку (в тексте Бытия они, по–видимому, синонимы) устанавливает глубокую внутреннюю связь между ним и Богом (см. 1 №14.13); слово человек (евр. адам) происходит от слова земля (адама). Это напоминание о том, что человек возведен на вершину мироздания из праха, что тело его состоит из тех же элементов, что и земля у него под ногами. По словам св. Григория Нисского, Адам не столько единичная личность, сколько все–человек, целокупная душа всего человечества[12].

 

9. Едем (Быт 2.8–15)

 

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

 

 

2:8. И насадил Господь… В этом и в других подобных местах автор Библии, по словам Златоуста, «употреблял грубые речения приспособительно к немощи человеческой»[13].

Бытописатель, поясняет Златоуст, «говорил к людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам»[14].

Слово Едем (евр. эден) происходит, вероятно, от месопотамского эдину — равнина. По толкованию свв. Отцов Церкви, Едем означает прежде всего духовное состояние человека, его способность к непосредственному Богообщению[15]

2:9. Древо жизни — распространенный на Востоке символ божественности и бессмертия. «Если бы наши прародители, — говорит преп. Ефрем Сирин, — повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое заключается в Древе Жизни, которое есть Бог»[16].

География Едема условная: четыре реки соответствуют четырем сторонам света. Упоминание среди них халдейских рек говорит о связи сказания с древними легендами Вавилона. В библейские времена Вавилония нередко именовалась центром мира. В историческом плане эту область земли можно считать колыбелью цивилизации. 2:15. Возделывать и хранить… — указание на творческую роль человека в природе.

 

10. Древо познания (Быт 2.16–17)

 

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

 

Слово познать (евр. йада) в Библии нередко означает «уметь», «владеть», «обладать» (ср. Быт 4.Г; 1 Цар 16.18; Иов 32.22; Ис 29:11). Словосочетание добро и зло есть идиома, обозначающая «все» (ср. Быт 24.50; 31.24,29; 2 Цар 13. 22; 14.17). Поэтому дерево познания добра и зла можно понимать как символ власти над миром, но не власти, даруемой Богом, а той, на которую человек мог бы претендовать независимо от Него. Апостол Павел противопоставляет своеволие человека, нарушившего заповедь, добровольной покорности Богочеловека, принявшего образ раба (Флп 2:7).

 

11. Двое — одна плоть (Быт 2.18–25)

 

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

 

2:18. Не хорошо быть человеку одному… — указание на социальную природу людей.

2:19. Наречение имени в древневосточной практике означало проявление власти. Таким образом, здесь выражено то же учение, что и в Быт 1.26 (ср. Евр 2.5–9).

В ст. 20 слово Адам первый раз употреблено без артикля, как личное имя. Это означает великую роль личностного начала в человеке.

2:21. Ребро — символ тесной близости тех, кто становится одной плотью (см. Мф 19.6).

2:23. Будет называться женою… — игра слов, по–еврейски муж — иш, жена — иша.

 

ДАЛЕЕ

Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании