"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Вторник, 19.03.2024, 13:22
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

 

Book of Hours, 15th century

 

Пролог

 


I. ТВОРЕНИЕ МИРА

 

О начале человечества и об основании ветхозаветной Церкви повествуют первые пять книг Библии, именуемые Торой, или Пятикнижием Моисеевым. Священную историю Пятикнижия мы будем дополнять текстами из других книг Писания, чтобы полнее раскрыть ветхозаветное учение о Боге, мире и человеке.

 боговдохновенные авторы Библии  используя язык восточной поэзии  возвещали Откровение о Боге как верховной Первопричине мира (ср. Откр 4.11). Лаконичность библейского рассказа резко отличает его и от языческих мифов, в которых немалую роль играет художественная фантазия. Книга Бытия в скупых, но полных глубины и силы выражениях проповедует «Творца неба и земли, всего видимого и невидимого». Впрочем, хотя это и есть богооткровенная истина, сам человеческий разум в какой–то степени может подвести к идее Божественной Первопричины (см. Рим 1.19–20). Вопрос же о том, как конкретно совершалось творение и по каким законам протекали эти процессы, относится уже к области естественного познания. 

 

1. Божественный замысел о Вселенной, олицетворённый в образе Премудрости
(Притч 8:22–31)

 

22
Ягве сделал меня началом пути Своего, 
прежде созданий Своих, искони;

23
от века я помазана,
  от начала, прежде бытия земли.

24
Я родилась, когда ещё не существовали бездны,
  когда ещё не было источников, обильных водою.

25
Я родилась прежде, нежели водружены были горы,
  прежде холмов,

26
когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей,
  ни начальных пылинок вселенной.

27
Когда Он уготовлял небеса, я (была) там.
  Когда Он проводил
круговую черту по лицу бездны,
28
когда утверждал вверху облака,
  когда укреплял
источники бездны,
29
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,
  когда полагал
основания земли:
30
тогда я была при Нём художницею,
  и была радостью всякий день,  веселясь пред лицом Его во всё время,

31
веселясь на земном кругу Его,
  и радость моя  с сынами человеческими.

 

 

 

Яхве -  в синодальном переводе здесь стоит слово Господь. В др.-евр. оригинале - Имя Божие из 4 согласных букв - YHWH.

Прежде первозданной бездны… — Слово «бездна» или «пучина» (евр. техо́м) отсылает нас к самому началу сотворения мира (Быт 1:2).

Премудростью в Израиле первоначально именовалось искусство управлять обществом (см. 3 Цар. 3:5–12). Впоследствии это понятие было перенесено на космический строй, принцип разумности, заложенный в структуре мира (см. Притч 3:19). Текст о Премудрости обычно относят к V в. до Р. Х.

[В христианской традиции Премудрость отождествляется с Сыном Божиим, Логосом, Словом - Ф.А.Л.]

 
 

2. Начало Шестоднева  — сказания о творении мира (Быт 1:1)

 

1. В начале сотворил Бог небо и землю.

 

1. Сказание записано ок. VI в. до Р. Х., но в устной форме существовало с глубокой древности и, быть может, некогда являлось литургическим текстом. Уже в первых словах Шестоднева провозглашаются единство и абсолютность Творца и тем самым отвергаются:
а) политеизм [многобожие]
б) пантеизм [учение о том, что вся вселенная есть Бог, что вся она божественна]
в) материализм,
г) дуализм [учение о двух раных высших началах - добром и злом]
д) языческое учение об извечной материи, которая будто была лишь упорядочена Божеством.

Слова небо и земля соответствуют древнему шумерскому «ан ки», означающему вселенную (то есть населённый человеком мир)

Также по толкованиям отцов Церкви, небо — духовный мир, а земля — материя. Стоящее в еврейском тексте наименование Бога Элохим грамматически есть множественное число от ЭЛОАХ (Бог). Это указание на полноту Божественности, присущей Творцу.

 

3. Хаос (Быт 1:2)

 

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

 

Земля же была безвидна и пуста (евр. тоху ва–воху). Последние два слова означают, что первозданная земля была в хаотическом состоянии. В Ис 45:18 (в буквальном переводе) мы читаем, что землю Бог сотворил «не пустой» (евр. ло–тоху). Из этого явствует, что хаотическое состояние мира проистекало не от Творца, но было уже нарушением Его воли. Нечто таинственное исказило гармонию творения.

Тьма над бездною — слово бездна (евр. техОм, мн. техомОт) созвучно с вавилонским словом ТИАМАТ. Так именовалось чудовище хаоса в халдейской мифологии. Этот же космический дракон встречается и в сказаниях других народов (египтян, финикийцев, китайцев). Он олицетворял разрушительные силы, и одновременно  (эти другие народы) его почитали как существо божественное. В Библии силы хаоса тоже представлены чудовищем, которое, однако, рассматривается как творение (левиафан, раав, дракон. Ис 51.9–10; Иов 9.13[9], Пс 73.13–14; Пс 88:11 ; ср. Откр 12.9; 20.2). Это существо воплощает в себе сопротивление божественному порядку, которое возникло в лоне духовного тварного мира (Ср. Ин 8.44; ι Ин 3.8). В конце времен эти демонические силы будут повержены (Ис 27:1; ср. Ин 12:31).

 

 Первый день творения (Быт 1:3–5)

 

 

3 И сказал Бог: да будет свет.

И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днём, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один.

 

1.3. И сказал Бог… Творение словом означает всемогущество Создателя (см. Пс 32.6; 2 Петр 3.5; Евр 11.3).  День в Библии может означать любой период времени (ср. Пс 89.5; 2 Петр 3.8). Точно так же вечер и утро в данном случае условные обозначения начала и конца некоего периода (земных суток ещё не было). Согласно Откр 10.6, время — преходящее свойство творения, которое присутствует лишь в незавершенном мире. Творение совершается в три этапа. Они представлены в согласии с законами параллелизма, присущими восточной поэзии, в виде двух рядов:

1) свет;        2) твердь среди воды;                      3) <суша  и>  земные растения;

4) светила; 5) водные животные <и птицы>; 6) земные животные и человек.

Счет от вечера к утру соответствует древнейшему счету времени, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая деятельность начиналась вечером.

1.4. Антропоморфное (т.е. уподобояющее Бога человеку) , метафорическое выражение, которое должно означать, что в мироздании Бог отделяет хорошее (евр. тов — доброе, полезное, гармоничное) от темного и хаотического. В дальнейшем (ст. 10, 12, 18, 21 ,25, 31)  этот термин повторяется. Это указывает на гармоничную и совершенную природу того порядка, который вносится Творцом в созидаемый им мир. Однако, как явствует из других текстов (см. выше, прим. к Быт 1.2), хаотическое начало, идущее вразрез с Божиим замыслом, будет заявлять о себе вплоть до полного воцарения Божественной гармонии (ср. Откр 21.1, где море есть синоним дракона и хаоса). То, что Бог при сотворении видит мир хорошим весьма (см. Быт 1.31), свидетельствует о Его созерцании мира вне времени, т. е. в форме предельного совершенства (какое возможно для твари). Это то состояние, которое свв. отцы Церкви называли обожением (греч. теозисом) созданного.

 

 От второго до шестого дня творения (Быт 1.6–25)

Форма земли по Библии. Твердь

 

2 день

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.

И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом.

И был вечер, и было утро: день второй.

 

3 день

9 И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша.

И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.

И увидел Бог, что это хорошо.

 

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.

И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его.

И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

 

4 день

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.

И стало так.

16 И создал Бог два светила великие:

светило большее, для управления днём,

и светило меньшее, для управления ночью,

и звёзды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы.

И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

 

5 день

20 И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её.

И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

 

6 день

24 И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их.

И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.

И увидел Бог, что это хорошо.

 

 

<Текст Быт 1 здесь в синодальном переводе>

Слово сотворил (евр. бара ) употребляется только тогда, когда говорится о создании:
а) Вселенной как целого (ст.1),
б) жизни в водах (ст.21) и
в) человека (ст. 27).

В прочих случаях стоит еврейское слово аса — образовал. Это указывает на особый творческий акт, имевший место в узловые моменты миротворения. В повелении воде и земле произвести живые существа содержится указание на участие природных сил в творении. Оно совершается по восходящей линии, от простого к более сложному, от неживого к живому и, наконец, к разумному.

Говоря о создании светил Творцом, библейский автор тем самым отвергает их обожествление, столь распространенное в древних культах.

О первом дне Иоанн Экзарх Болгарский пишет: «Почему Он не создал солнце и луну в первый день? Не потому ли, что тогда <ещё>  не было небесной тверди, на которой они должны были находиться?».  (Иоанн Экзарх. Шестоднев. Слово второго дня)

)
 

6. Сотворение человека (Быт 1.26 — 2.4 до слов «в то время…»; Пс 8)

 

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему,

и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными,

и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;

мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог:

плодитесь и размножайтесь,

и наполняйте землю, и обладайте ею,

и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными,

и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог:

вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле,

и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -

вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным,

и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая,

дал Я всю зелень травную в пищу.

И стало так.

31 И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

И был вечер, и было утро: день шестой.

 

7 день

1 Так совершены небо и земля и всё воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал,

и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его,

ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их.

 

ПСАЛОМ 8

 

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле!

Слава Твоя простирается превыше небес!

3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу,

ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

6 Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его;

7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:

8 овец и волов всех, и также полевых зверей,

9 птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.

10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!

 

Созданию человека предшествует особая мысль Божия (сотворим). Человек в отличие от всей природы создан по образу и подобию Божию (речь идет о духовной сущности человека), он призван быть венцом мироздания и его владыкой. "Почил" означает конец особых творческих деяний Бога. Однако сила Божия постоянно поддерживает мир. Без неё он вновь вернулся бы в ничто (2 Петр 3.7; Деян 17.28).

 

7. Творение как продолжающийся процесс (Псалом 103)

 

Благослови, душа моя, Господа!
Господи, Боже мой, как Ты велик!
Твои облачения — величие и слава,
2 как плащом, Ты окутан светом.
Небо, словно шатёр, раскинул,
3 над водами чертоги возвёл.

 

Облака — колесница Твоя,
Ты летаешь на крыльях ветра.
4 Ты ветры делаешь Своими посланцами,
Своими слугами — огонь и пламя.

 

5 На опорах поставил Ты Землю, чтобы вовек не сдвинулась с места.
6 Как одеждой, её Океаном покрыл. Выше горных вершин были воды.
7 Ты прикрикнул на них — побежали они, заспешили, когда прогремел Твой гром,
8 по горам промчались, спустились в дол — собрались там, где Ты повелел.
9 И Ты границы назначил для них: впредь они не затопят землю!


10 По ложбинам Ты посылаешь ручьи, и текут они среди гор,
11 они поят всех полевых зверей, утоляют дикие ослы жажду.
12 Над ручьями селятся птицы, средь листвы слышны их голоса.


13 Орошаешь Ты горы из чертогов Своих, и плодами Твоих рук насыщается земля.


14 Ты траву растишь для скота и злаки, чтобы люди возделывали их, чтобы хлеб добывали у земли:
15 чтоб сердца людей вино веселило, чтобы лица их от масла блестели, чтобы хлеб подкреплял их силы.


16 Напоены водой деревья Господни —
Им посаженные кедры ливанские.
17 Птицы там  гнёзда вьют,
аисты живут среди сосен.
18 Вершины приют дают горным козлам,
скалы — приют зайцам.


19 Ты луну сотворил, чтобы показывала время.
Солнцу час заката назначен.
20 Ты наводишь тьму, наступает ночь,
когда звери рыщут в лесу.


21 Львы, рыча, на охоту выходят — ищут пищу, что Бог им послал.
22 Когда Солнце взойдёт — уйдут, в своем логове лягут спать.


23 Выходит человек на дело своё — и до самого вечера трудится.


24 Как многочисленны Твои творенья, Господи, и как же мудро Ты всё устроил!
Твои созданья заполнили землю.


25 Вот необъятное широкое море, и без числа в нём тварей морских.
Там животные большие и малые.
26 Там плавают корабли. Левиафан, Твоё творение, резвится там.


27 Все к Тебе обращают взор — чтобы Ты дал им пищу, когда нужно.
28 Ты подашь им — они подберут, Ты с ладони их кормишь — и они сыты.
29 Ты отвернёшься — они в смятении. Отберёшь у них дыхание — умрут, снова станут глиной.
30 Пошлёшь дух  Свой— они воссозданы. Так обновляешь Ты лицо Земли.


31 Слава Господу — вовеки! Пусть радуется Он твореньям Своим!
32 Он посмотрит на Землю — она дрожит. Прикоснётся к горам — дымятся.


33 Буду петь о Господе доколе я жив, пока я есть — буду славить Его.
34 Пусть Его порадует песнь моя, как и я о Господе радуюсь.
35 Да не будет грешников на Земле! Да не будет на ней злодеев!

Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

 

 

О живой связи, которая существует всегда между Творцом и бытием твари, см. Псалмы 92, 148; ср. от Иоанна 5:17.

Стих 5 "На опорах поставил Ты Землю, чтобы вовек не сдвинулась с места" говорит о её неподвижности и стационарности. (также см. Пс.118:90, 1Пар.16:30). О том, что земля неподвижна  в Св.Писании говорится более 20 раз: 1Пар.16:30; Пс.95:10; Пс.92:1; Пс.103:5; Пс.135:6; Пс.23:2; Ис.45:18; Иер.33:2, Иер.10:12; Иер.51:15. Пс.77:69; Евр.12:26.О том,  что будет, если земля начнет двигаться: Мф.24:29; Пс.59:4; Пс.74:4; Наум.1:5;  Мф.27:51;  Ам.8:8;  Иоил.2:10; Откр.6:14;  Авв.3:6,10; Иер.4:24; Суд.5:4; Пс.76:19;  Мк.13:25.


Опоры в многочисленных местах Библии называются также столпами (столбами).

 

 

8. Второй рассказ о сотворении человека (Быт 2:4–7)

 

Когда Господь Бог создал землю и небо,
5 то не было на земле ни куста, ни травинки.
Ведь Господь Бог не посылал ещё на землю дождя
и не было людей, чтобы её возделывать.
6 Лишь поток, что поднимался из недр, орошал землю.
7 Создал Господь Бог человека из пыли земной,
вдохнул в его ноздри дыхание жизни,
и человек ожил.

 

 

 

Мы даём Быт 2:4-7 в переводе РБО -2011. В синодальном переводе он выглядит так:

«В то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. 7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»

Рассказ записан около Х в. до Р. Х. В нем в несколько иной форме проповедуется то же учение, что и в Шестодневе; согласно ст. 5, человек появляется на пустынной земле, чтобы стать тружеником на её просторах. Отсутствие растений означает, что до человека мир не завершен и пуст без своего владыки — человека.

2.7.  Дыхание жизни <Дух, вложенный Богом в человека> ставит его над всем животным царством. Под прахом земным следует понимать живую материю, в которую был вложен дух.

Дарование образа и подобия человеку (в тексте Бытия они, по–видимому, синонимы) устанавливает глубокую внутреннюю связь между ним и Богом (см. 1 №14.13); слово человек (евр. адам) происходит от слова земля (адама). Это напоминание о том, что человек возведен на вершину мироздания из праха, что тело его состоит из тех же элементов, что и земля у него под ногами. По словам св. Григория Нисского, Адам не столько единичная личность, сколько всечеловек, целокупная душа всего человечества[12].

 

9. Эдем (Быт 2.8–15)

 

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

 

 

2:8. И насадил Господь… В этом и в других подобных местах автор Библии, по словам Златоуста, «употреблял грубые речения приспособительно к немощи человеческой»[13].

Бытописатель, поясняет Златоуст, «говорил к людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам»[14].

Слово Едем (евр. Эден) происходит, вероятно, от месопотамского эдину — равнина. По толкованию свв. отцов Церкви, Едем означает прежде всего духовное состояние человека, его способность к непосредственному Богообщению[15]

2:9. Древо жизни — распространенный на Востоке символ божественности и бессмертия. «Если бы наши прародители, — говорит преп. Ефрем Сирин, — повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое заключается в Древе Жизни, которое есть Бог»[16].

География Едема условная: четыре реки соответствуют четырем сторонам света. Упоминание среди них халдейских рек говорит о связи сказания с древними легендами Вавилона. В библейские времена Вавилония нередко именовалась центром мира. В историческом плане эту область земли можно считать колыбелью цивилизации.

2:15. Возделывать и хранить… — указание на творческую роль человека в природе.

 

10. Древо познания (Быт 2.16–17)

 

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря:

От всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла  - не ешь от него,

ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

 

 

Слово познать (евр. йада) в Библии нередко означает «уметь», «владеть», «обладать» (ср. Быт 4.Г; 1 Цар 16.18; Иов 32.22; Ис 29:11).

Словосочетание добро и зло есть идиома, обозначающая «всё» (ср. Быт 24.50; 31.24,29; 2 Цар 13. 22; 14.17). Поэтому дерево познания добра и зла можно понимать как символ власти над миром, но не власти, даруемой Богом, а той, на которую человек мог бы претендовать независимо от Него.

Апостол Павел противопоставляет своеволие человека, нарушившего заповедь, добровольной покорности Богочеловека (Господа Иисуса), принявшего образ раба (послание Флп 2:7).

 

11. Двое — одна плоть (Быт 2.18–25)

 

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;
сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных,
и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их,
и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам
и птицам небесным
и всем зверям полевым;
но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон;
и, когда он уснул, взял одно из рёбер его,
и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену,
и привел её к человеку.

23 И сказал человек:
вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей;
она будет называться женою, ибо взята от мужа.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою
и прилепится к жене своей;
и будут одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его,
и не стыдились.

 

2:18. Не хорошо быть человеку одному… — указание на социальную природу людей.

2:19.  Наречение имени в древневосточной практике означало проявление власти. Таким образом, здесь выражено то же учение, что и в Быт 1.26 (ср. Евр 2.5–9).

В ст. 20 слово Адам первый раз употреблено без артикля, как личное имя. Это означает великую роль личностного начала в человеке.

2:21. Ребро — символ тесной близости тех, кто становится одной плотью (см. Мф 19.6).

2:23.  Будет называться женою… — игра слов, по–еврейски муж — иш, жена — иша.

ДАЛЕЕ

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог