"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Среда, 20.09.2017, 06:56
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Библия > Как читать Библию

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 В древности вопрос о том, кто и когда писал книги Ветхого Завета, не представлялся спорным. По традиции считали, что автором всего Пятикнижия был Моисей, всей Псалтири — Давид, а писания пророков целиком приписывали тем лицам, имена которых стояли в заголовках их книг. В остальных случаях иногда мнения расходились.

Необходимо сразу же подчеркнуть главное: боговдохновенность священных книг определялась ветхозаветной Церковью (а впоследствии — и новозаветной) не по авторству, а по содержанию. Так, например, Послание Иеремии, Книга Варуха, 3-я Книга Ездры, Премудрость Соломонова не были включены в канон, а книги, авторы которых неизвестны (Руфь, Иов, Царств, Паралипоменон), признавались каноническими. Точно так же в христианстве писания, носившие имена апостолов Варнавы, Фомы и др., не вошли в число канонических.

Сама проблема авторства и датировки библейских книг входит в компетенцию науки и не затрагивает авторитета Писания. Однако для понимания Библии в высшей степени существенно знать, к какой эпохе принадлежит тот или иной текст. Здесь историческое исследование оказывает важную услугу познанию Слова Божия.

До XIX века библейская критика развивалась медленно. Ее развитие сдерживал излишний консерватизм многих экзегетов и недостаточность сведений о том мире, в котором жили священные писатели. С того же времени, когда были открыты памятники Вавилона, Египта, Финикии, Персии, положение в корне изменилось. Оказалось возможным составить представление о цивилизациях, окружавших древний Израиль, уточнить библейскую хронологию и пролить свет на историю Св. Писания.

Не все результаты, добытые библейской критикой, бесспорны. Исследования еще продолжаются. Но основные черты истории Библии уже обрисовываются.

ПАТРИАРХИ И УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ

Предки израильтян, называемые патриархами, пришли в Палестину с востока, из Месопотамии. Их переселение было связано с религиозным призванием, которое побудило Авраама покинуть «дом отца». В это время (ок. 1900-1700 г. до Р. X.) были сложены первые ска¬зания о начале мира и человека, а также предания о жизни самих патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа). Вся эта традиция закрепилась в устной форме, и лишь несколько веков спустя ее записали израильские книжники.

ОТ  МОИСЕЯ  ДО  ИИСУСА  НАВИНА

В начале XVII в. до Р. X. израильтяне переселились в пограничную область Египта, откуда они вышли в XIII в. под водительством Моисея. Моисей стал вождем, пророком и учителем народа. От него ведет начало религиозное Предание Пятикнижия, часть которого была записана (например. Декалог, Исх. 20, Втор 5), а часть — хранилась устно в среде левитов. Тем не менее Пятикнижие по праву называют Моисеевым, ибо именно Моисей положил основание Торе. В эпоху Моисея был сложен также ряд гимнов (Исх. 15, Числ 10. 35, Исх. 16. 17), которые вошли в сборники: «Книга Доблестного (или Праведного)» и «Книга браней Господних», до на¬ших дней не дошедшие.

В годы переселения в Палестину при Иисусе Навине возникли эпические рассказы о войнах с ханаанскими царями, записанные ок. XII в.

ЭПОХА СУДЕЙ

В XII-Х веках шла борьба за обладание страной между различными народами (филистимлянами, мидианитянами, хананеями, израильтянами). Тогда же были созданы легенды о народных вождях евреев судьях, цикл гимнов (Быт 49, Числ. 23-24; Втор 33, Втор 26. 5) и записана Книга Завета — судебник Моисеева законо¬дательства (Исх. 20-23).

ЦАРСТВОВАНИЕ ДАВИДА И СОЛОМОНА

Около 1000 года Израиль образовал многонациональную империю под властью Давида (в нее входили, кроме израильтян и иудеев, моавитяне, едомитяне, аммонита, сирийцы). В правление его сына Соломона, строителя иерусалимского храма, при царском дворе возникает корпорация летописцев и книжников. Один из них составил ок. X в. свод Священной Истории, которая начиналась с сотворения мира. Она включила предания о патриархах и Моисее. В науке этот иерусалимский автор именуется Ягвистом (J). Его труд впоследствии вошел в Пятикнижие [2].

В том же веке были записаны первые Притчи и составлена история Давида и Соломона. Она была положена в основу Книги Царств.

Давиду принадлежат и несколько псалмов (в частности: 17, 29, 31).

ИЗРАИЛЬ И ИУДЕЯ ДО ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ

После смерти Соломона в 922 г. его держава распалась на два царства: Северное (Израильское), просуществовавшее от 931 до 722, и Южное (Иудейское) (931-586). В Северном Царстве был написан второй вариант Священной Истории, автора которой называют Элогистом (Е). К этому времени относятся рассказы о пророках Илии и Елисее и летописи, часть которых были включены в Книгу Царств.

ПРОРОКИ-ПИСАТЕЛИ

Первым пророком-писателем был Амос (VIII в. до Р. X.), иудей, проповедовавший в Северном царстве. Его младшим современником был пророк Осия из Самарии. Оба они — самые ранние библейские авторы, которым приписываемые книги принадлежат целиком. В Иерусалиме в VIII веке и в начале VII пророчествовал Исайя. Он был создателем целого направления, или школы. Книга, носящая имя Исайи, есть антология, составленная   из писаний самого пророка и его учеников. Самому Исайе в ней принадлежат главы 1-11, 17-19, 22-23, 28-33. Главы 20 и 34-35, содержащие эпизоды из биографии пророка, взяты либо из летописи, либо из «жития» Исайи.

К VIII же веку относится время деятельности пророка Михея и составления одного из сборников Притч (гл. 25-30), а также большинства так называемых «царских» псалмов.
В 722 г. пало Северное Израильское царство. Цен¬тром религиозной жизни становятся Иудея и Иеруса¬лим. Туда левиты-северяне принесли текст Моисеева Закона, который был обнародован в 622 г. По мнению большинства библеистов этот Закон тождественен с основным текстом Второзакония.

Во дни благочестивого царя Иосии (640-609), ини¬циатора религиозной реформы, проповедовали и запи¬сали свои пророчества Софония, Наум и Аввакум. При нем же в 626 г. начал свою деятельность пророк Иеремия, автор обширной книги. Речи его собрал воедино его ученик (вероятно, Варух).

В правление Иосии было начато составление третьей Священной Истории (D), так называемой Второзаконнической. Составитель ее собрал в назидательных целях сказания об истории народа. Закончена книга была уже в плену ок. 562 г. Она обнимает Второзаконие, Книгу Иисуса Навина и Книги Царств в том виде, как они представлены в нынешней Библии.

Иеремия был свидетелем агонии и гибели Иерусалима, разрушенного в 587 г. халдейским царем Навуходоносором II. Большая часть народа, была уведена в изгнание, в Вавилон. Некоторые иудеи удалились в Египет, куда с ними ушел и Иеремия.

ЭПОХА ПЛЕНА

В изгнании иудеи не утратили своей веры и национального самосознания. В этом им помогли пророки и наставники, среди которых наиболее прославился Иезекииль († ок. 570). Книга Плача и некоторые псалмы (136, 50) относятся к этому же времени.

Еще до изгнания книжники соединили I-ю и II-ю Священные Истории, в Вавилоне пополнили их материалами из священнического предания (Р и D). Таким образом возникло Пятикнижие в его нынешней форме.

Около 550 года пробудилась надежда на освобождение: Вавилону стал угрожать персидский царь Кир. В это время проповедовал один из величайших пророков Ветхого Завета. Имя его осталось неизвестным, а писания включили в Книгу Исайи, вероятно потому, что анонимный пророк был последователем Исайевской школы. В библеистике этот пророк называется Второисайей. Ему принадлежат: Ис 40-55. Главы 56-66, по-видимому, написаны им же, но уже после возвращения из плена в 538 г. Второисайе или его кругу приписывают кроме того Ис. 11. 10-16; 13-14; 21. 1-10; 34-35.

РЕСТАВРАЦИЯ

После взятия Вавилона иудеи получили разрешение вернуться на родину. Возвратилась лишь часть народа, во главе которой стояли первосвященник Иисус и князь Зоровавель. Пророк Аггей выступил в 520 г. с речами, призывающими к восстановлению храма. Вместе с ним проповедовал пророк Захария, автор I—8 гл. Книги Захария.

В 515 году был освящен Второй Храм, но надежды на независимость страны не оправдались. Духовная жизнь народа в разоренной Палестине постепенно приходила в упадок. Об этом свидетельствует Книга пророка Малахии (V в.).

ЗАКОННИКИ

В 445 г. в Иерусалим прибыл иудей Неемия, чиновник персидского царя. Он восстановил стены города и попытался возродить религиозную жизнь, следя за соблюдением Закона. Помощь ему оказал книжник-священник Ездра, который приехал из Вавилона. Ездра созвал в Иерусалиме народное собрание и привел иудеев, к присяге неукоснительно хранить заветы Торы. С того времени начинается строгое обособление иудейства от иноплеменников. Реакцией на это явились Кн. Руфь и Кн. Ионы, которые были направлены против национальной исключительности.

МУДРЕЦЫ-КНИЖНИКИ

Между V и III веками духовное руководство народом переходит в руки мудрецов-книжников. Им принадлежат библейские писания, которые трактуют о человеческой жизни, о тайне страдания, о нравственных принципах Ветхого Завета. Мудрецы были чужды национальной замкнутости, хотя ревностно оберегали основы веры. Ими написаны Книги Иова (ок. 400 г.), Екклезиаста (ок. 300 г.) и Притчей (в окончательной редакции). Последним из мудрецов был Иисус, сын Сирахов (ок. 180 г.).

Пророческую традицию продолжают в те века Иоиль, Второзахария (Зах. гл. 9-14) и апокалиптики Исайевой школы (Ис. 24-27).

Последняя, V-я Священная История (Сhr) была составлена ок. III в. до Р. X. Она включила Книги Паралипоменон и Книги Ездры и Неемии.

ИУДЕЙСТВО И ЭЛЛИНИЗМ 

В  332  году Палестина перешла под владычество греческих царей (сначала - Александра Македонского, затем Птолемеев и наконец   Селевкидов). В это время начинается суровая борьба за чистоту веры, которой угрожали эллинские соблазны. Книги Товита, Варуха и Послание Иеремии (написанные между III и II веком) ставили своей целью укрепить нравственные и религиозные идеалы иудейства, защищая их от язычества.

В 168 году селевкидский царь Антиох IV начал жестокое гонение против религии Ветхого Завета. Книги Писания предавали огню, обряды запретили, а храм превратили в языческое капище. Гонимые черпали утешение в пророчествах Книги Даниила, которая была составлена ок. 165 года на основе древних преданий и предсказаний. Тогда же, по-видимому, была написана и Книга Иудифь. 

В 164 году иудеи восстали против греков. Под руководством Иуды Маккавея они добились больших успехов и через некоторое время завоевали себе независимость (ок. 140 г.). К этому времени была уже завершена вся еврейская Библия.

НА РУБЕЖЕ ДВУХ ЗАВЕТОВ

До 63  г. Иудея оставалась независимой, а после этого подпала под власть Рима. В это время иудаизм уже разделился на ряд течении, каждое из которых имело свои литературные произведения. По большей части они вошли в число апокрифов.

В среде фарисеев возникают Псалмы Соломона, 2-я Кн. Маккавейская, первые талмудические тексты; сторонник династии Хасмонеев пишет 1-ю Кн. Маккавейскую; к кругу ессейских сочинений принадлежат Книга Еноха, Завет 12 Патриархов и книги Кумранской секты.

В Александрии иудеи создают богатую религиозную литературу. Это неканоническая Книга Премудрости (ок. 50 г. до Р. X.), а также творения Филона, Сивиллины пророчества.

Большинство этих книг уже выходит за рамки собственно библейской традиции, но они образуют как бы мост, соединяющий Ветхий Завет с Новым. Мессианские чаяния апокалиптиков, этические учения раввинов и книжников создали ту атмосферу, которая предварила проповедь Евангелия.

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Под   «критикой»   здесь   подразумевается  литературно-историческое исследование

[2] Об источниках J,  Е, Р, О, Сhr. см. Приложение II

 

Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании