"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Вторник, 19.03.2024, 08:30
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Библия > Как читать Библию

6. Ковчег Завета (Исх 25:10–22; Числ 10: 35–36)

25

10 Пусть сделают ковчег из акации, два с половиной локтя длиной, полтора — шириной и полтора — высотой. 11 Покрой его чистым золотом изнутри и снаружи и обведи золотой каймой. 12 Сделай четыре золотых кольца и прикрепи их к четырем ножкам ковчега: два кольца с одной стороны ковчега и два — с другой. 13 Сделай шесты из акации, покрой их золотом 14 и вставь в кольца по обе стороны ковчега, чтобы носить его на шестах.15 Эти шесты всегда должны быть вставлены в кольца ковчега — их нельзя оттуда вынимать. 16 В ковчег ты положишь текст Завета, который Я вручу тебе.

17 Сделай для ковчега навершие из чистого золота, два с половиной локтя длиной и полтора локтя шириной. 18 По краям навершия сделай двух херувимов золотой чеканки: 19 одного — с одного края, другого — с другого края. Они должны составлять с навершием единое целое. 20 Стоя друг к другу лицом и глядя на навершие, они должны простирать над ним крылья. 21 Поставь навершие на ковчег, а в ковчег положи текст Завета, который Я тебе вручу.22 Там, над навершием ковчега Завета, меж двух херувимов, буду Я пребывать во время встречи с тобою, возвещая через тебя Мои повеления сынам Израилевым.

10

35 Когда ковчег трогался в путь, Моисей говорил: «Вперед, о Яхве! Пусть рассеются Твои враги, пусть недруги Твои бегут прочь!» 36 А когда ковчег останавливался, Моисей говорил: «Вернись, Яхве бесчисленных тысяч сынов Израилевых!»

 

Ковчег представлял собой ларец, или ящик, похожий на египетские хранилища для реликвий. Херувимы (евр. керубы) в древнем Израиле олицетворяли стихийные силы, в частности ветер и бурю. Раскопки показали, что изваяния этих существ имели человеческие лица, птичьи крылья и львиные тела.

 

 

7. Шатёр Встречи (Скиния) и Божественное присутствие (Исх 33—34)

33

Яхве сказал Моисею: «Уходи отсюда, вместе с народом, который ты вывел из Египта. Идите в ту землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, что отдам ее их потомкам. 2 Я пошлю перед тобою Моего ангела и изгоню прочь ханаанеев, амореев, хеттов, периззеев, хиввеев и евусеев.3 Идите в эту землю, источающую молоко и мед! Но Сам Я с вами не пойду, а иначе в пути Я уничтожу вас за ваше упрямство!» 4 Услышали люди эти грозные слова — и зарыдали, и сняли с себя украшения.

5 Яхве сказал Моисею: «Передай сынам Израилевым: вы народ упрямый, и если Я с вами пойду, то истреблю вас в одно мгновенье! Снимите с себя украшения. А Я посмотрю, что Мне с вами делать». 6 (Там, у горы Хорив, сыны Израилевы сняли украшения — и больше их не надевали.)

7 С тех пор Моисей ставил поодаль от стана шатер, который называл Шатром Встречи. Если кому–нибудь нужно было вопросить Яхве, то Моисей выходил из стана и шел к Шатру Встречи. 8 Он шел, а все стояли у своих шатров и провожали его взглядом, пока он не входил в Шатер Встречи. 9 Он входил; облачный столп опускался, стоял у входа в Шатер, и Яхве говорил с Моисеем. 10 Увидев облачный столп, все падали ниц у своих шатров. 11 Яхве говорил с Моисеем лицом к лицу — как говорит человек с человеком. Потом Моисей возвращался в стан, а Иисус Нави́н, помощник Моисея, не покидал Шатра.

12 Моисей сказал Яхве: «Ты велел мне вести этот народ дальше, но не сказал, кого пошлёшь со мною. Ты говорил мне, что помнишь имя мое, что я угоден Тебе. 13 Если так, то поведай мне пути Твои, дай познать Тебя, чтобы я делал угодное Тебе. Ведь эти люди — Твой народ!»

14 Яхве ответил:

«Я Сам пойду с вами и буду тебе помогать».

15 Моисей сказал:

«Если Ты с нами не пойдешь, то и нас не заставляй уходить отсюда. 16 Каков знак, что я и этот Твой народ угодны Тебе? Только тот, что Ты пойдешь с нами! Этим Ты покажешь, что отличаешь нас от прочих народов земли».

17 И Яхве ответил Моисею:

«Я выполню твою просьбу, ибо ты Мне угоден и Я помню имя твое».

18 «Яви мне Славу Твою!» — попросил Моисей.

19 И Яхве обещал:

«Всё Моё великолепие Я проведу пред тобою, провозглашу пред тобою имя Яхве. Я милую тех, кого хочу миловать, Я милосерден с теми, с кем хочу быть милосердным. 20 Но ты не можешь взглянуть Мне в лицо, — сказал Яхве Моисею. — Не может человек увидеть Меня и остаться в живых. 21 Здесь есть место, вблизи от Меня, — сказал Яхве Моисею. — Стань там на скале. 22 Когда Слава Моя будет проходить мимо, Я спрячу тебя в расщелине этой скалы и накрою Своей рукой. А когда пройду, 23 то уберу руку. Ты увидишь Меня сзади, а лица Моего не увидишь».

34

Яхве сказал Моисею: «Вытеши из камня две таблички, подобные прежним. Я начертаю на них те же слова, что были на прежних табличках, которые ты разбил. 2 Будь готов к утру. Утром взойди на гору Синай и предстань предо Мною на вершине горы. 3 Пусть никто не идет с тобою, пусть никто не показывается на горе, и скот пусть не пасётся у её подножья». 4 Моисей вытесал из камня две таблички, подобные прежним, а на рассвете, с табличками в руках, поднялся на гору Синай, как повелел ему Яхве.

5 Спустился Яхве в облаке, стал перед Моисеем и провозгласил имя Господне. 6 Прошел Яхве перед ним — и провозгласил: «Яхве, Яхве, Бог милосердный и добрый, терпеливый, милостивый и верный! 7 Милость Его даже в тысячном поколении неизменна: Он терпит провинности, грехи и преступления. Но виновного Он не признает невинным: Он карает детей за грехи отцов, карает потомков — и внуков и правнуков!»

8 Моисей поспешно склонился, простерся ниц 9 и сказал: «Господи! Если я угоден Тебе, то иди с нами, Господь мой! Да, этот народ упрям, но прости нам наши грехи и преступления! Сделай нас Своим достоянием!»

10 Яхве ответил: «Я заключаю с вами договор. На глазах у всего народа Я сотворю чудеса, каких не было на земле — ни у одного из народов! Пусть весь народ, что тебя окружает, со страхом взирает на дела, которые Я, Яхве, делаю через тебя!

11 Соблюдайте все, что Я ныне повелеваю вам. Я заставлю амореев и ханаанеев, хеттов и периззеев, хиввеев и евусеев бежать от вас прочь. 12 Смотрите, не заключайте договоров с жителями той земли, куда вы идете, — это будет для вас западней! 13 Их жертвенники — разрушьте! Их священные камни — разбейте! Дерева Ашеры́ — срубите! 14 Чужим богам — не поклоняйтесь! Ибо Господу имя — Ревность! Он — Бог Ревнивый!

15 Не заключайте договоров с жителями той земли. Они блудят со своими богами — приносят им жертвы. Если они позовут вас к себе, то вы будете есть мясо с их жертвенников. 16 Их дочери блудят со своими богами. Если вы станете брать их дочерей в жены своим сыновьям, то они и ваших сыновей вовлекут в этот блуд.

17 Не делай себе статуй божества.

18 Справляй праздник Пресного Хлеба: семь дней, как Я повелел тебе, ешь пресный хлеб — в положенное время, в месяце авиве, ибо в месяце авиве ты ушел из Египта.

19 Первый плод всякого материнского чрева принадлежит Мне — все первенцы мужского пола, какие родятся у скота, и крупного и мелкого. 20 За первенца ослицы отдавай выкуп — овцу, а если не хочешь выкупить — сломай ему шею. И за своих первенцев отдавай выкуп. Никто не должен появляться предо Мной с пустыми руками!

21 Шесть дней работай, а в седьмой день отдыхай: прерывай работу даже во время пахоты и жатвы.

22 Справляй праздник Недель — праздник первого урожая пшеницы. Справляй праздник Сбора Плодов, в конце года. 23 Три раза в год все мужчины у вас должны представать перед Господом — перед Яхве, Богом Израиля. 24 Я отдам вам земли других народов, Я расширю твои пределы, и никто не будет посягать на твою землю — если ты будешь три раза в год представать перед Яхве, твоим Богом.

25 Когда приносишь Мне жертву, не допускай, чтобы её кровь пролилась на дрожжевой хлеб. Жертву, принесенную в праздник Пасхи, не оставляй до утра.

26 Лучшее из первого урожая твоей земли приноси в дом твоего Бога — Яхве.

Не вари козленка в молоке его матери».

27 Яхве сказал Моисею:

«Запиши эти слова. Это условия договора, который Я заключаю с тобой и с Израилем».

28 Моисей пробыл с Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. Он записал на табличках условия договора — Десять Заповедей. 29 Когда Моисей спустился с горы Синай, в руках у него были две таблички Завета.

Моисей не знал, что после разговора с Яхве от его лица исходят лучи. 30 Но Аарон и сыны Израилевы увидели это и побоялись к нему приблизиться. 31 Моисей позвал их. Аарон и вожди общины подошли, и Моисей заговорил с ними. 32 Затем подошли и остальные сыны Израилевы. Моисей возвестил им все повеления, данные Яхве на горе Синай, 33 а затем закрыл лицо покрывалом.

34 Всякий раз, приближаясь к Яхве, чтобы говорить с Ним, Моисей снимал покрывало с лица. Вернувшись, он возвещал сынам Израилевым, что повелел ему Яхве, — 35 и сыны Израилевы видели, как от его лица исходят лучи. А Моисей вновь закрывал лицо покрывалом, до следующего разговора с Яхве.

 

ДАЛЕЕ

 


33:7  В синодальном переводе Шатёр Встречи переводится как Скиния Собрания

33.18–23. Человек не может созерцать Бога, но для пророка открыт путь к частичному Богопознанию. Только став человеком, Бог явил Свой лик миру (Ин 1.18).

34.6–8. Бог открывает Себя и Свое отношение к человеку. Угроза наказания детей за родителей здесь лишь воспитательная мера, которая впоследствии отменяется (Иез 18.20). Для стадии духовного развития народа были необходимы строгие и грозные предупреждения, чтобы пересоздать его необузданную и варварскую природу.

34.13. Повеление это дано для того, чтобы исключить возможность языческого соблазна. Как показало будущее, этот соблазн был очень велик. Даже покинутые хананеями идольские алтари привлекали суеверные массы.

34:10 Договор - в более ранних переводах - Завет.

34.10–26. Начало так называемого Культового Декалога. В нем десять заповедей дополняются предписаниями, относящимися к культу. Культовый Декалог был, скорее всего, записан раньше Книги Завета (Исх 20:22–26; 21, 22, 23:1–33.) и, может быть, относится к Моисееву времени. Толкователи полагают, что Моисей ввел культовые предписания после того, как убедился в их необходимости для народа, столь легко впадающего в идолопоклонство. «Как увидел Бог, что евреи беснуются, скучают, хотят жертвы, готовы, если им не позволят этого, обратиться к идолам, или даже не только готовы обратиться, но уже и обратились, то позволил им жертвы» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения, 1850, т. III)

 

 

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог