протоиерей Александр Мень. Как читать Библию


« назад | содержание

 

ПРОЛОГ

I. МИРОТВОРЕНИЕ

О начале человечества и об основании ветхозаветной Церкви повествуют первые пять книг Библии, именуемые Торой или Пятикнижием Моисеевым.

Священную Историю Пятикнижия мы будем дополнять текстами из других книг Писания, чтобы полнее раскрыть ветхозаветное учение о Боге, мире и человеке.
 
В отличие от греческих философов, боговдохновенные авторы Библии, говоря о миротворении, не ставили себе целью дать его научную картину. 

Используя язык восточной поэзии, они возвещали Откровение о Боге как верховной Первопричине мира (ср. Откр 4.11). Лаконичность библейского рассказа резко отличает его и от языческих мифов, в которых немалую роль играет художественная фантазия. Книга Бытия в скупых, но полных глубины и силы выражениях проповедует «Творца неба и земли, всего видимого и невидимого». Впрочем, хотя это и есть богооткровенная истина, сам человеческий разум в какой-то степени может подвести к идее Божественной Первопричины (см. Рим 1. 19-20). Вопрос же о том, как конкретно совершалось творение и по каким законам протекали эти процессы, относится уже к области естественного познания. Библейское учение не исключает ни одной из возможных теорий космогенеза.

1. Божественный замысел о вселенной, олицетворенной  в образе Премудрости (Притч 8. 22-31).

«Премудростью» в Израиле первоначально именовалось искусство управлять обществом (см. 3 Цар. 3. 5-12). Впоследствии это понятие было перенесено на космический строй, принцип разумности, заложенный в структуре мира (см. Притч 3. 19). Текст о Премудрости обычно относят к V в. до Р. X.

2. Начало «Шестоднева» (Гексамерона) — сказания о творении мира (Быт 1. 2, 4а) [1].

Быт 1.1. Сказание записано ок. VI в. до Р. X., но в устной форме существовало с глубокой древности, и, быть может, некогда являлось литургическим текстом. Уже в первых словах «Шестоднева» провозглашаются единство и абсолютность Творца и тем самым а) политеизм, б) пантеизм, в) материализм, г) дуализм, д) языческое учение об извечной материи, которая будто была лишь упорядочена Божеством. Слова «небо и земля» соответствуют древнему шумерскому «ан-ки», означающему всю вселенную. По толкованию Отцов Церкви «небо» — духовный мир, а «земля» — материя. Стоящее в еврейском тексте наименование Бога ЭЛОГИМ есть множественное число от ЭЛОАХ (Бог). Это — указание на полноту Божественности, присущей Творцу.

3. Хаос (Быт  1. 2).

а) «Земля же была безвидна и пуста» (евр. «тоху ва боху»). Последние два слова означают, что первозданная земля была в хаотическом состоянии. В Ис. 45. 18 (в буквальном переводе) мы читаем, что землю Бог сотворил не «пустой» (евр. «ло-тоху»). Из этого явствует, что хаотическое состояние мира проистекало не от Творца, но было уже нарушением Его воли. Нечто таинственное исказило гармонию творения.

б) «Тьма над Бездною». Слово Бездна (евр. «Теом», множ. «Теомот») созвучно с вавилонским словом «Тиамат». Так именовалось чудовище Хаоса в халдейской мифологии. Этот же космический дракон встречается и в сказаниях других народов (египтян, финикиян, китайцев). Он олицетворял разрушительные силы, и одновременно его почитали как существо божественное. В Библии силы Хаоса тоже представлены чудовищем, которое, однако, рассматривается как тварь (Левиафан, Раав, Дракон. Ис 51. 9-10; Иов 9. 13 [5], Пс 73. 13-14; 88. 1; ср. Откр. 12. 9; 20. 2). Это существо воплощает в себе сопротивление божественному порядку, которое возникло в лоне духовного тварного мира (падение Сатаны. Ср. Ин 8. 44; 1 Ин 3.8). В конце времен эти демонические силы будут повержены (Ис. 27. 1; Ср, Ин 12. 31).

4. Первый день творения (Быт 1. 3-5).

а) «И сказал Бог...». Творение «словом» означает всемогущество Создателя (см. Пс 32. 6; 2 Петр 3. 5; Евр 11. 3);

б) «День» в Библии может означать любой период времени (ср. Пс. 89. 5; 2 Петр. 3. 8).

Точно так же «вечер» и «утро» в данном случае — условные обозначения начала и конца периода (земных суток еще не было). Согласно Откр 10.6, время — преходящее свойство творения, которое присутствует лишь в незавершенном мире;

 в) Творение совершается в три этапа. Они представлены в согласии с законами параллелизма, присущими восточной поэзии, в виде двух рядов:

1) свет,
2) твердь среди воды,
3) земные растения;
4) светила,
5) водные животные,
6) земные животные и человек.

Счет от вечера к утру соответствует древнейшему счету времени, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая деятельность начиналась вечером;

 г)  1. 4.  Антропоморфное, метафорическое выражение, которое должно означать, что в мироздании Бог отделяет «хорошее» (евр. 'тов' - доброе, полезное, гармоничное) от темного и хаотического. В дальнейшем (ст. 10, 12, 18, 21, 25, 31) этот термин повторяется. Это указывает на гармоничную и совершенную природу того порядка, который вносится Творцом в созидаемый им мир. Однако, как явствует из других текстов (см. выше прим, к Быт 1—2), хаотическое начало, идущее вразрез с Божиим замыслом, будет заявлять о себе вплоть до полного воцарения Божественной гармонии (ср. Откр. 21. 1, где «море» есть синоним дракона и Хаоса). То, что Бог при сотворении видит мир «хорошим весьма» (ср. 31), свидетельствует о Его созерцании мира вне времени, то есть в форме предельного совершенства (какое возможно для твари). Это то состояние, которое свв. Отцы Церкви называли «теозисом», обожением созданного.

5. От второго до шестого дня творения (Быт 1. 6-25).

Слово «сотворил» (евр. 'бара') употребляется только тогда, когда говорится о создании:

 а) вселенной как целого (ст. 1)

 б) жизни в водах (ст. 21)

 в) человека (ст. 27).

 

В прочих случаях стоит слово 'аса' — образовал. Это указывает на особый творческий акт, имевший место в узловые моменты миротворения. В повелении «воде» и «земле» произвести живые существа содержится указание на участие природных сил в творении. Оно совершается по восходящей линии, от простого к более сложному, от неживого — к живому и, наконец, — к разумному.

Соотнесение светил с разделением времен означает, что космический порядок проецируется на земной. Говоря о создании светил Творцом, библейский автор тем самым отвергает их обожествление, столь распространенное в древних культах.

 

6. Сотворение человека (Быт 1. 26 — 2. 4 до слов «В то время...», Пс.  8)

а) созданию человека предшествует особая мысль Божия («сотворим»);

б) человек в отличие от всей природы создан по образу и подобию Божию (речь идет о духовной сущности человека);

 в) он призван быть венцом мироздания и его владыкой;

 г) «почил» означает конец особых творческих деяний Бога. Однако сила Божия постоянно поддерживает мир. Без нее он вновь вернулся бы в ничто (2 Петр 3. 7; Деян 17. 28).

7. Творение как продолжающийся процесс (Пс. 103).

О живой связи, которая существует всегда между Творцом и бытием твари, см. Пс  92, 148. Ср. Ин 5. 17).

8. Второй рассказ о сотворении человека (Быт 2.4 (со слов «В то время...») -7).

Рассказ записан около X в. до Р. X., в нем в несколько иной форме проповедуется то же учение, что и в Шестодневе;

а) согласно ст. 5 человек появляется на пустынной земле, чтобы стать тружеником на ее просторах. Отсутствие растений означает, что до человека мир незавершен и пуст без своего владыки — человека;

б) Дух Божий, вложенный Богом в человека, ставит его над всем животным царством.  Под «прахом земным»  следует понимать живую  материю,  в  которую был вложен дух. 
Преподобный Серафим Саровский говорил: «До того, как Бог вдул в Адама душу, он был подобен животному» (О цели христианской жизни, 1914, стр. 11). «Было, — пишет еп. Феофан, -животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой, — и из животного стал человек» (Письма, т. I М., 1898, стр. 98). Дарование «образа и подобия» человеку (в тексте Быт. они, по-видимому,— синонимы) устанавливает глубокую внутреннюю связь между ним и Богом (см. 4 Ин 4. 13);

в) слово «человек» (евр. 'адам') происходит от слова «земля» ('адама'). Это — напоминание о том, что человек возведен на вершину мироздания «из праха», что тело его состоит из тех же элементов, что и земля у него под ногами. По словам св. Григория Нисского, Адам не столько единичная личность, сколько Всечеловек, целокупная душа всего человечества (Об устроении человека, XVI).

 

9. Едем (Быт 2. 8-15).

а) «И насадил Господь...» В этом и в других подобных местах автор Библии, по словам Златоуста, «употреблял грубые речения приспособительно к немощи человеческой» (Беседы на Бытие, XV, 2). Бытописатель, поясняет Златоуст, «говорил к людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам» (там же, XII, 4). Слово «Едем» (евр. 'Эден') происходит, вероятно, от месопотамского «Эдину» - равнина;

б) по толкованию свв. Отцов Церкви, «Едем» означает прежде всего духовное состояние человека, его способность к непосредственному Богообщению (св. Григорий Богослов, Песнопение таинственное, Слово);

в) «...возделывать и хранить...» - указание на творческую роль человека в природе;

г) «Древо Жизни»  - распространенный на Востоке символ божественности и бессмертия, «Если бы наши прародители, - говорит преп. Ефрем Сирин, — повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое заключается в Древе Жизни, которое есть Бог» (св. Ефрем Сирин, Толкование на Бытие).

География Едема - условная: четыре реки соответствуют четырем странам света. Упоминание среди них халдейских рек говорит о связи сказания с древними легендами Вавилона. В библейские времена Вавилония нередко именовалась центром мира. В историческом плане эту область земли можно считать колыбелью цивилизации.

 

 

10. Древо Познания (Быт 2. 16-17).

Слово «познать» (евр. 'яда') в Библии нередко означает «уметь», «владеть», «обладать» (ср. Быт 4. 1; 1 Цар 16. 18; Иов 32. 22; Ис 29). Словосочетание «добро и зло» есть идиома, обозначающая «все» (ср. Быт 24. 50; 31. 24, 29; 2 Цар 13. 22; 14.17).

 Поэтому Древо Познания добра и зла можно понимать как символ власти над миром, но не власти, даруемой Богом, а той, на которую человек мог бы претендовать независимо от Него. Апостол Павел противопоставляет своеволие человека, нарушившего заповедь, добровольной покорности Богочеловека, принявшего «образ раба» (Филипп 2. 7).

11. «Двое — одна плоть» (Быт. 2. 18-25).

а) «не хорошо человеку быть одному...» — указание на социальную природу людей;

б) наречение имени в древневосточной практике означало проявление власти. Таким образом, здесь выражено то же учение, что и в Быт 1. 26 (ср. Евр. 2. 5-9);

в) В ст. 20 слово Адам первый раз употреблено без частицы, как личностное имя. Это означает великую роль  личностного начала в человеке;

 г) «ребро» символ тесной близости тех, кто становится «одной плотью» (Мф 19. 6); д) «будет называться  женою...» - игра  слов, по-евр. муж 'иш', жена - 'иша'.

 
II. ПРОТИВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ТВОРЦУ
 

1. Нарушение заповеди Божией (Быт 3.  1-7).

а) подобно тому как Дракон восточной мифологии взят библейскими авторами в качестве символа богоборческих сил, так и искуситель человека выступает в облике змея. Змей был символом языческих богов плодородия, культ которых столь часто соблазнял израильтян. Религиозное преступление (нарушение воли Творца) связано в Быт. с эмблемой язычества. То, что до дня проклятия змей имел ноги, еще больше связывает его образ с чудовищными олицетворениями зла в восточной символике. Но ст. 1 подчеркивает, что змей — не самостоятельное начало, а творение Божие, воспротивившееся Создателю (Откр 12. 9-10). Его вопрос жене есть клевета на Бога.

б) Основной мотив нарушения заповеди — стремление «быть как боги» и, минуя Творца, пользоваться властью над миром («быть как Элогим» можно переводить «быть как Бог»). Но множественное число более вероятно. «Элогим» означает не только    Бога,   но   вообще   сверхъестественные   существа (Пс 81. 11).

Некоторые толкователи подчеркивают нравственную сторону падения. По их мнению, «вкушение от Древа Познания добра и зла» означает приятие человеком собственных критериев в решении, что есть добро, а что - зло;

в) «...наги...» — посягнув на автономную власть, человек сам оказался под властью природных сил (чувственность). Осознав это, он впервые ощущает стыд;

г) В Быт 2. 17 речь идет о духовной смерти (грехе) и потере бессмертия. «Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души» (Св. Григории Палама. О страстях и добродетелях, 4, Добротолюбие, т. 5, стр. 225).

2. Обличение человека (Быт 3. 8-13). 

Ни муж, ни жена не хотят признать свою вину: муж обвиняет жену, жена — змея.

3. Последствия разрыва с Богом (Быт 3. 14-19).

а) Сам грех несет в себе наказание. Змей наказан своим коварством, жена — мужем, человек — землею. Здесь — указание на роковую взаимность греховности и ее последствий;

б) человек обречен вести постоянную борьбу с демоническими силами, внушению которых поддался (Рим 7. 15-20). В том, что человек будет поражать змея в голову, Отцы Церкви видят указание на грядущую победу над Сатаной; в том смысле «семя жены», т.е. потомок женщины — уже не просто род человеческий, но — Мессия;

в) искажена природа человека, нарушена гармония между полами и между людьми вообще;

г) нарушена гармония между человеком и природой;

д) утрачена возможность бессмертия (Древо Жизни) [2].

4. Изгнание из Едема (Быт 3. 20-24).

а) «Мать всех живущих» — указание на кровное единство человеческого рода;

б) «сделал одежды» — Бог не оставляет падших людей своим попечением;

в) «стал как один из нас», т. е. присвоил себе прерогативы божественного существа. Слова выражают иронию;

 г) Херувим (евр. 'Керуб', множ. 'Керубим') — распространенный на востоке образ стража священного места (см. стр. 49). Он охраняет доступ к Древу Жизни, т.е. бессмертию, недостойным которого стал человек;

д) изгнание из рая означает прекращение непосредственной связи Бога и человека (о возвращении рая и Древа Жизни — см. Откр 2. 7).

5. Братоубийство (Быт 4. 1-16).

а) «Приобрела человека...» — буквально: «приобрела мужа». Согласно понятию древних, брак окончательно скрепляется лишь рождением сына;

б) предпочтение, оказанное Авелю перед Каином, связано, очевидно, с внутренними мотивами их жертв (см. Евр 11.4). Это первое в Библии указание на то, что богопочитание без очищения сердца — ничто (ср. Ис 1. 10). Каин хочет как бы силой вырвать небесное благословение, устраняя соперника. Он не внемлет предупреждению Божию и, убив брата, пытается скрыть от Бога свое преступление (черта, характерная для грубо-языческого, конкретного отношения к Творцу и Его дарам);

в) Слово «хатаа» (женск. Рода) означает в 7 ст. грех. Выражения, употребляемые по отношению к нему, позволили некоторым толкователям видеть здесь указание на демоническое существо, искусителя. Другие, на том основании, что слово «хатаа» иногда обозначает искупительную жертву (Лев 4.25), полагают, что в данном случае речь идет о жертве Авеля, которая уже лежит «у входа » (т. е. у врат Едема). Заключительную же фразу стиха в этом случае переводят так: «Но он (брат твой) будет стремиться к тебе, и ты будешь господствовать над ним»;

г) ст. 8: «И сказал...» то есть вероятно, «рассказал» Авелю о том, что говорил Господь;

д) Авель становится прообразом страждущего праведника (Мф 23-35). Это одна из главных черт трагической истории падшего человека: праведник в этой жизни почти неизбежно испытывает на себе силу зла;

е) Бог отказывается от немедленного возмездия «кровь за кровь». Это значит, что воздержание от зла должно совершиться свободно, а не из страха кары. Однако изгнанный от лица Божия (земля Нод от «над» - изгнание) первобытный человек вынужден искать внешней охраны от посягательств других людей. Этой охраной становится кровная месть — закон сынов пустыни, считавших себя потомками Каина (Числ 24.21-22). Некоторые толкователи полагают, что «знамение» Каина — это знак принадлежности к племени, в котором практиковалась кровная месть. Таким образом, уже не повиновение воле Бога охраняет человека от врагов, а страх.

6.  Каиниты (Быт 4. 17,24).

а) то, что зачатки цивилизации создают потомки Каина, указывает на отравление ее темными стихиями;

б) песнь Ламеха: «В язву мне» - по-видимому означает: «в отмщение за рану, мне нанесенную». Зло и жестокость возрастают среди людей; закон кровной мести удваивает свою силу. Противовесом этому закону станет в НЗ закон прощения (Мф 18. 21).

7. Сиф и Енос (Быт 4. 25-26).

Хотя зло и распространяется в мире, но оно не целиком завладевает человечеством. «Призывать имя Господа»: «призывать» — значит «поклоняться, почитать»: «Господь» — в евр. тексте 'Ягве' (прежде неправильно читали Иегова). Это имя (Сущий) было впервые открыто Моисею (Исх 6. 2-3). В данном случае речь идет о том, что традиция истинного богопочитания никогда не прерывалась в человечестве. Согласно предположению некоторых ученых, имя Ягве было известно до Моисея жрецам племени кенитов-мадианитян.

8. Родословная первых поколений (Быт 5).

Эта глава входит в серию родословных, которые включены в священническую традицию Пятикнижия (Р) [3]. Цель ее — показать единство человеческого рода как одной семьи (см. Деян 17. 26-27). Имена, приведенные здесь, — собирательные; они обозначают поколения, племена, народы. Имя Адам (ст 2) — собирательное имя всего человечества и первой пары как его представителей (см. выше, стр. 27-28). Долголетие первых людей должно обозначить, что, утратив возможность бессмертия, они как бы взамен его получили долгие годы жизни. Впоследствии, с увеличением зла на земле, срок жизни укорачивается (Быт 6. 3).

9. Преступный союз с духами (Быт 6; 1-4).

а) «Сынами Божиими» в Библии обычно именуются духовные существа (см. Иов 2.1; Пс 28. 1). В свете этого толковали Быт 6 авторы апокрифов, Филон и многие Отцы Церкви (Юстин, Ириней, Климент, Амвросий и др.);

б) брачный союз в символике Св Писания нередко означает союз религиозный (см. Ос 2.16; Ефес 5.25-33). Поэтому «брак» с духами может быть истолкован как символ измены людей Богу и установления ими преступного союза с духами (т.е. возникновения язычества). В Книге Еноха, апокрифическом писании II-I в. до Р. X., которое пользовалось большим уважением в ранней Церкви (ср. Иуд 1. 6-14), «сыны Божий» - это падшие духи, научившие людей магии и волхвова-ниям (Этот мотив использован в трагедии Байрона «Небо и земля»);

в) исполины - по-видимому, герои древних сказаний, которые производили свой род от богов и прославились как первые языческие цари.

10. Суд Божий над падшими людьми (Быт 6. 5-12).

а) «раскаялся» — антропоморфное выражение, которое не следует понимать буквально. Оно должно указывать на живое, личностное отношение Бога ко злу, совершающемуся на земле;

б) растление человека, царя твари, делает природу бессмысленной, и она как бы возвращается в состояние древнего Хаоса (ср. Соф 1.2-3);

в) повторение (ст. 5 и 12) объясняется тем, что в Быт. соединены два рассказа о потопе (J и Р).

11. Построение ковчега (Быт 6. 13-22; 7. 1-5).

Учитывая размер ковчега (150x25 м.), не следует видеть в животных, помещенных в нем, представителей всей фауны земли (число видов наземных позвоночных превышает 16.000). Речь, по-видимому, идет только о существах, необходимых для человека.

 

12. Потоп (Быт 7. 6-24; 8. 1-14).

Потоп, вероятно, захватил лишь основные районы обитания человека. Раскопки показали, что в Месопотамии ок. 4000 лет до Р. X. действительно произошло наводнение огромных масштабов, которое уничтожило местную культуру (см. Л. Вулли, Ур Халдеев. М., 1963, стр. 19-36). Древние сказания народов Двуречья об этом потопе послужили материалом для библейского рассказа (фрагмент поэмы о Гильгамеше, содержащей историю потопа, найден в Палестине ). В них потоп объясняется ревностью и капризом богов. В Библии же это событие понимается как знак того, что вне Бога жизнь людей обречена на гибель.

13. Завет с Ноем (Быт 8. 15-22; 9. 1-17).

Ной становится основателем нового человечества. Это более слабое поколение, к которому Бог предъявляет меньшие требования и обещает отныне не допускать потопа. Людям разрешена животная пища, но воспрещено употребление крови. Кровь в древности означала символ и основу жизни. Поскольку сама жизнь всецело принадлежит Богу, то и кровь является священной (см. Деян 15. 19-20).

14. Начало новой цивилизации (Быт 9.  18-27).

а) праведный Ной первым насаждает виноград, и он же становится  первой жертвой опьянения. Это говорит о двойственном характере цивилизации, которая таит в себе многие опасности;

б) в эпизоде с Хамом — осуждение тех, кто не чтит родителей и, следовательно, нарушает один из первых нравственных законов человечества. Перенесение проклятия на Ханаана связано с тем, что он в глазах Израиля был воплощением нечестия.

15. Потомки Ноя (Быт 10).

В этой главе говорится о родственной связи народов древнего мира. Это преимущественно племена индоевропейской, семитической и хамитической групп (главным образом  цивилизации Средиземноморского бассейна ). Негры и монголы находились вне поля зрения библейского автора. По словам бл. Августина в 10 гл. Быт речь идет не о людях, а о народах («О Граде Божием», XVI, 3).

70 Библейских родоначальников олицетворяют всё человечество. Когда Христос избрал 70 учеников, это означало, что Церковь Его будет вселенской.

 

 

16. Вавилонская башня (Быт 11,1-9).

Это четвертый акт драмы, в которой человек восстает против Бога (нарушение запрета в Едеме, братоубийство, языческая магия).

а) Быть людьми «одного языка» по древневосточной терминологии означает — входить в одну империю. Башня и город символизируют богоборческую цивилизацию, построенную на насилии. Град, задуманный как вызов Небу, — обречен на крушение. Рассказ связан с Вавилоном, потому что в этой области возникла первая в истории империя (II тысяч, до Р. X.). Впоследствии Вавилон становится символом богоборчества, часто встречающимся в Библии. О раскопках развалин вавилонской башни (см. К. Керам, Боги, гробницы, ученые. М., 1960, стр. 268);

б) по другому толкованию в Быт. указывается на действительное единство праязыка, который исчез вслед за распадением людей на враждующие нации. Восстав против Бога, люди восстали друг против друга. (В настоящее время так наз. ностратическая теория считает возможным существование праязыка).

17. Род Фарры (Быт 11. 27-32).

Имена Фарры (евр. Террах), Нахора и др. потомков Сима встречаются в древних надписях. Они обозначают там семитические племена, обитавшие в северной Месопотамии. Слово «еврей» появляется позднее, в рассказах об Аврааме. Это слово первоначально, видимо, обозначало принадлежность не к племени, а к свободно кочующим группам разноплеменных людей.

---------------------------------------------------------------------------------------

[1] Буквы 'а' и 'б' означают первую или вторую половину ст.

[2] В этом стихе имя дракона Раав /Рахав/ синодальный перевод заменяет словом «гордыня».

[3] Воспоминанию о грехопадении посвящено последнее воскресение перед Великим Постом. В поэзии Адамово падение отражено у Дж. Мильтона («Потерянный рай»).



На главную

Hosted by uCoz