протоиерей Александр Мень. Как читать Библию


ВВЕДЕНИЕ

I. Состав Ветхого Завета и методы его толкования.

1. Слово «Библия» заимствовано из самого же Писания. В Книге Даниила (середина II века до Р. X.) собрание священных текстов названо по-арамейски "хасефарим", т. е. "книги". Это же значение имеет и греческое слово "та библия", употребленное в предисловии к переводу Книги Иисуса, сына Сирахова (132 г. до Р.Х.) и в 1-й Маккавейской книге (ок. 100 г. до Р. X.).

Книги Библии признаны боговдохновенными (греч. "теопнеустос"), т. е. написанными при особой помощи свыше (2 Петр 1. 21; 2 Тим 3. 16) и адекватно выражающими Традицию (Предание) и веру Общины-Церкви. В них звучит Слово Божие, которое возвещено нам через избранных людей: пророков, мудрецов, псалмопевцев и апостолов.

Собрание боговдохновенных книг называется каноном (от евр. "кане" и греч. "канон", что значит в обоих случаях "порядок", или "правило"). Число канонических книг Ветхого Завета было окончательно установлено в 1 в. по Р. X. Новозаветный канон был принят Церковью не позже 180-190 гг.

2. Почти все книги ветхозаветного канона написаны на древнееврейском языке. Исключение составляют 1 Кн. Ездры и Кн. Даниила, которые частично написаны на арамейском языке, бывшем в употреблении у ряда племен, живших в Сирии и Двуречье. 

Древнееврейский алфавит (подобно арамейскому и другим восточным алфавитам) не имеет гласных. Поэтому за сохранением правильного чтения следили книжники, называвшиеся "масоретами" (от евр. "масора" — предание). Около VI в. по Р. X. "масореты" создали знаки для гласных букв. Записанный таким образом текст принято называть Масоретским (МТ). Наиболее ранние рукописи еврейской Библии, которые сохранились до наших дней, относятся ко II в. до Р. X.

Канон Ветхого Завета в еврейской Библии составился из следующих сборников:

1. Тора или Пятикнижие
Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

2.  Небиим, или Пророки

А. Небиим ришоним, или Первые пророки
Иисус Навин (евр. Иошуа), Судьи,  1-2 Самуила (евр. Шмуэль),  1-2 Царей.

Б. Небиим ахароним, или Поздние пророки

а.   Великие пророки
Исайя (евр. Иешаягу), Иеремия (евр. Иирмеягу), Иезекииль (евр. Йехэзкэль);

б.   12 Малых пророков
Осия (евр. Гошэа), Иоиль (евр. Йоэль), Амос, Авдий (евр. Обадья), Иона, Михей (евр. Миха), Наум (евр. Нахум), Аввакум (евр. Хабакук), Софония (евр. Цефалия), Аггей (евр. Хагай), Захария   (евр.   Зехарья),   Малахия   (евр.   Малеахи).

3. Кетубим или Писания

Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь (евр. Рут), Плач, Екклезиаст (евр. Когелет), Есфирь (евр. Эстер), Даниил (евр. Даниэль), Ездра (евр. Эзра), Неемия, (евр. Нехемья), 1-2 Паралипоменон.

Кроме канонических, в православные и католические издания Библии включают и произведения ветхозаветной письменности, не вошедшие в канон. Эти книги в православной традиции называются неканоническими, а в католической — второканоническими.

Вот их перечень:

2 и 3 Ездры, Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова (Бен-Сиры), Послание Иеремии, Варух, 1-2 Маккавейские. Кроме того, есть несколько неканонических вставок в канонические книги Есфири, Даниила и в Псалтирь.

У протестантов эти книги называются апокрифическими и обычно отсутствуют в их изданиях Библии. Православная же традиция (как и католическая) называет апокрифами ветхозаветные писания позднего времени (II-I вв. до Р. X. — I-II вв.). Важнейшие из иудейских апокрифов следующие:

4-я Кн. Маккавейская, Кн. Еноха, Книга Юбилеев, или Малое Бытие (Апокалипсис Моисея), Псалмы Соломона, Вознесение Моисея, Апокалипсис Баруха (Варуха), часть пророчеств Сивиллы, Вознесение Исайи (обработана христианским автором). Кроме того, к апокрифам относятся и некоторые книги, которые в полном или частичном виде найдены в библиотеке общины Кумрана у Мертвого моря (Апокриф на темы книги Бытия, Слова Моисея, Деяния Светил, Псалмы Иисуса Навина, Апокалипсис Мелхиседека и др.).

Неканонические книги признаются лишь как литература «библейского круга», полезная для назидания. Апокрифы рассматриваются как произведения, не имеющие вероучительного авторитета. Однако некоторые из них (напр., Кн. Еноха) пользовались большим уважением в древней Церкви.

3. Неканонические книги написаны на греческом языке, за исключением Книги Иисуса, сына Сирахова (еврейский текст ее был найден в конце XIX в.). Есть предположения, что еврейский текст или арамейский языки были оригинальными и для некоторых других неканонических книг.

4. Ветхий Завет был первой в истории книгой, переведенной на иностранный язык. Начало греческого перевода Библии относится к первой половине Ш в. до Р. X. Перевод был завершен на рубеже II и I вв. до Р. X. Он известен как перевод Семидесяти (LХХ), или Септуагинта. Это название связано с преданием, согласно которому первые книги ВЗ переводили 70 еврейских ученых, приехавших с этой целью в Александрию из Иудеи.

До IV в. по Р. X. было сделано несколько латинских переводов Писания. В IV в. по поручению папы Дамаса бл. Иероним осуществил новый перевод с еврейского подлинника; он называется Вульгатой.

В IX в. свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык богослужебные тексты Библии. В XV в. архиепископ Геннадий Новгородский перевел с помощью двух доминиканцев-славян остальные части Библии.

Русский перевод был завершен к 1876 г. Его издали с благословения Синода. Этот так называемый «синодальный» перевод принят и поныне в Русской Православной Церкви.

5. В греческой, латинской, славянской и русской традициях деление Ветхого Завета на сборники несколько отличается от первоначального иудейского.

1. Пятикнижие

2. Исторические книги
Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии. 

3. Учительные книги
Есфирь,  Иов,  Псалтырь, Притчи,  Екклезиаст, Песнь Песней.

4. Пророческие книги
Исайя,   Иеремия,   Иезекииль,   Даниил,   Малые пророки.

6. На Священное Писание, книгу богочеловеческую, нельзя смотреть просто как на текст, «продиктованный» Богом, где каждая фраза буквально дана свыше. Будучи Словом Божиим, Библия в то же время является и «словом человеческим», голосом тех душ, которые пережили высший опыт Богоприсутствия. В притчах, пророчествах и псалмах священные авторы стремились выразить тайну этого опыта доступными им средствами. Возвещая о том, что им открылось, боговдохновенные писатели оставались сынами своей эпохи. Их книги несут на себе печать не только характеров и дарований авторов, но и среды, в которой они жили, отражают ее представление о природе и обществе. В самой Библии мы нередко находим указания на источники, положенные в основу текста (напр, Числ 21. 14; Ис Нав 10. 13; 2 Цар 1. 18; 2 Мак 2. 24; Лк 1. 1-3).

Этот земной аспект Библии не только не исключает боговдохновенности, но, напротив, Писание, благодаря ему, становится еще дороже нам как точка пересечения человеческого и божественного. Кроме того, он препятствует культу буквы, к которому люди бывают нередко склонны (2 Кор 3. 6-7). В богочеловеческой природе Писания, по словам Иоанна Златоуста, «ясно обнаруживается сила духа, убеждающего людей, чтобы они держались необходимого и главного и нисколько не смущались ничтожными несогласиями» (св. И Златоуст. Беседы на ев. Матфея, 3).

7. Библия — не свод поучений, а история богопознания, история, исполненная мук и озарений, падений и взлетов. Откровение давалось людям в духовной жизни многих поколений. Ветхий Завет повествует о вере, которую человек постигал постепенно в процессе своего внутреннего созревания. Подобно лучу света, проникающему в закоулки темного здания, входило Слово Божие в сознание людей. Только понимая всю сложность этого раскрытия истины и преображения ею духа, можем мы воспринять Библию как целое. В отличие от многих священных книг древности, она противоречива и драматична, как сама жизнь.

Читателю Ветхого Завета не должно быть безразлично, как он складывался и при каких условиях возникали его книги. В этом немалую пользу приносит нам знание истории, ибо, как говорил Иоанн Златоуст, «неясность некоторых мест в священных книгах нередко происходит от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают» (Беседы на 1 Кор 29. 1).

Следовательно, исторический и литературный анализ библейского текста содействует более углубленному и точному пониманию Библии. «Церковь, — писал прот. С. Булгаков, — не только не преграждает пути изучения Слова Божия всеми доступными способами, в частности, современными средствами научной критики, но и не предрешает наперед выводов этой критики. Православному сознанию нет основания бояться библейской критики [1] или смущаться перед ней, потому что через нее лишь конкретнее становятся постижимы пути Божии и действие Духа Божия» (Православие, Париж 1964, стр. 67).

8. Каждое великое литературное произведение многопланово по своим смысловым оттенкам и содержит гораздо больше, чем может заметить поверхностный читатель. Поэтому произведения Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина и других гениальных писателей издавна подвергаются всестороннему анализу для того, чтобы как можно полнее раскрыть содержащееся в них богатство формы и мысли. Естественно, что книги Св. Писания издавна стали предметом тщательного изучения, способствовавшего уяснению и уточнению их смысла.

Немалое число разделов Ветхого Завета многозначны по смыслу. Существуют пять основных методов толкования этих книг и мест, разработанные иудейско-христианским богословием на протяжении веков.

А. Метод буквального толкования сводится к тому, чтобы по возможности связно и ясно представить себе ход библейских повествований и прямой смысл учения, изложенного в Писании. Этот метод был разработан сирийскими Отцами Церкви в III и IV вв. (Антиохийская и Эдесская школы), из которых наиболее известен св. Ефрем Сирин (306-379). К этим школам примыкают Отцы Церкви, разрабатывавшие моральную экзегезу, т.е. такое толкование Библии, которое непосредственно служит гомилетическим (проповедническим) целям и стремится прежде всего уяснить этический смысл Писания (св. Иоанн Златоуст, св. Исидор Пелусиот и др.).

Б. Метод аллегорического толкований зародился в иудейской среде и был развит александрийским религиозным философом Филоном († ок. 40 г. до Р. X.). Его принципы экзегезы были восприняты Отцами и Учителями Александрийской школы: Климентом и Оригеном (III в.) и св. Григорием Нисским (332-389). Аллегорическое толкование исходило из той мысли, что текст Библии содержит гораздо больше, нежели можно извлечь при буквальном его понимании. Поэтому последователи  Александрийской  школы  стремились  путем расшифровки аллегорий изъяснить сокровенный смысл Писания. При всей его плодотворности, александрийскому методу недоставало достаточно надежных критериев для верного понимания библейской символики, и это нередко приводило к возникновению совершенно произвольных гипотез. В то же время несомненной заслугой александрийских богословов явилось их стремление изложить учение Библии на философском языке.

В. Типологический (преобразовательный) метод толкования был применен членами общины Кумрана (I в. до Р.Х.). Сторонники этого метода исходили из мысли, что Библия содержит многозначные прообразы (типос — по-греч. прообраз) Истории Спасения, которые могут быть отнесены не к одному, а к различным ее этапам. Так, например, исход из Египта понимался как прообраз возвращения из плена, а в НЗ — как прообраз исхода из рабства греху (воды моря — прообраз вод крещения). Этот метод, усвоенный многими Отцами Церкви (св. Василием Великим, бл. Иероиимом и др.), имеет огромное значение для понимания духовного единства Библии, в которой говорится о действии единого Бога в единой Истории Спасения.

Г. Литературно-критический и историко-богословский метод толкования получил начало в трудах Оригена, бл. Иеронима и некоторых средневековых иудейских и христианских писателей.  По-настоящему развился он в новое время (начиная с XVII в.) и за последние сто с лишним лет достиг наибольших успехов. Этот метод использует для толкования Библии: а) приемы литературной критики текста, б) результаты сравнительного изучения религий и в) данные о культуре и истории стран древнего Востока, в окружении которых слагалась Библия. Этот метод не только помог составить более точное представление о времени и истории возникновения священных книг, но также уяснить основные понятия библейского богословия.

Изучение древневосточной письменности позволило более четко определить различные литературные жанры, которые были использованы авторами Библии. При ее толковании оказалось исключительно важным уметь отличать притчу ("машал") от назидательного сказания ("мидраш"), сказание — от исторического текста, поэтические гиперболы от строго фактического изложения событий и т.д. Смешение этих жанров (каждый из которых имеет свои законы и средства выражения) нередко приводило прежде к ошибочным оценкам в понимании текста. Библеистика теперь уже подходит к притче или эпосу с иными критериями, нежели к пророчеству или летописи. В одних случаях Библия прямо говорит о конкретных фактах, в то время как в других — рассказ ее есть лишь образная форма, в которую облечена проповедь веры.

Все пять методов не исключают, но взаимно дополняют друг друга. Благодаря трудам Отцов Церкви и современных экзегетов, сокровища Св. Писания раскрываются от эпохи к эпохе все более полно в своей духовной неисчерпаемости и глубине.

Поэтому и предлагаемое руководство использует все пять методов толкования. Предваряется оно схематическим обзором истории возникновения библейских книг.

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ БИБЛИИ

 В древности вопрос о том, кто и когда писал книги Ветхого Завета, не представлялся спорным. По традиции считали, что автором всего Пятикнижия был Моисей, всей Псалтири — Давид, а писания пророков целиком приписывали тем лицам, имена которых стояли в заголовках их книг. В остальных случаях иногда мнения расходились.

Необходимо сразу же подчеркнуть главное: боговдохновенность священных книг определялась ветхозаветной Церковью (а впоследствии — и новозаветной) не по авторству, а по содержанию. Так, например, Послание Иеремии, Книга Варуха, 3-я Книга Ездры, Премудрость Соломонова не были включены в канон, а книги, авторы которых неизвестны (Руфь, Иов, Царств, Паралипоменон), признавались каноническими. Точно так же в христианстве писания, носившие имена апостолов Варнавы, Фомы и др., не вошли в число канонических.

Сама проблема авторства и датировки библейских книг входит в компетенцию науки и не затрагивает авторитета Писания. Однако для понимания Библии в высшей степени существенно знать, к какой эпохе принадлежит тот или иной текст. Здесь историческое исследование оказывает важную услугу познанию Слова Божия.

До XIX века библейская критика развивалась медленно. Ее развитие сдерживал излишний консерватизм многих экзегетов и недостаточность сведений о том мире, в котором жили священные писатели. С того же времени, когда были открыты памятники Вавилона, Египта, Финикии, Персии, положение в корне изменилось. Оказалось возможным составить представление о цивилизациях, окружавших древний Израиль, уточнить библейскую хронологию и пролить свет на историю Св. Писания.

Не все результаты, добытые библейской критикой, бесспорны. Исследования еще продолжаются. Но основные черты истории Библии уже обрисовываются.

ПАТРИАРХИ И УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ

Предки израильтян, называемые патриархами, пришли в Палестину с востока, из Месопотамии. Их переселение было связано с религиозным призванием, которое побудило Авраама покинуть «дом отца». В это время (ок. 1900-1700 г. до Р. X.) были сложены первые ска¬зания о начале мира и человека, а также предания о жизни самих патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа). Вся эта традиция закрепилась в устной форме, и лишь несколько веков спустя ее записали израильские книжники.

ОТ  МОИСЕЯ  ДО  ИИСУСА  НАВИНА

В начале XVII в. до Р. X. израильтяне переселились в пограничную область Египта, откуда они вышли в XIII в. под водительством Моисея. Моисей стал вождем, пророком и учителем народа. От него ведет начало религиозное Предание Пятикнижия, часть которого была записана (например. Декалог, Исх. 20, Втор 5), а часть — хранилась устно в среде левитов. Тем не менее Пятикнижие по праву называют Моисеевым, ибо именно Моисей положил основание Торе. В эпоху Моисея был сложен также ряд гимнов (Исх. 15, Числ 10. 35, Исх. 16. 17), которые вошли в сборники: «Книга Доблестного (или Праведного)» и «Книга браней Господних», до на¬ших дней не дошедшие.

В годы переселения в Палестину при Иисусе Навине возникли эпические рассказы о войнах с ханаанскими царями, записанные ок. XIIв.

ЭПОХА СУДЕЙ

В XII-Х веках шла борьба за обладание страной между различными народами (филистимлянами, мидианитянами, хананеями, израильтянами). Тогда же были созданы легенды о народных вождях евреев судьях, цикл гимнов (Быт 49, Числ. 23-24; Втор 33, Втор 26. 5) и записана Книга Завета — судебник Моисеева законо¬дательства (Исх. 20-23).

ЦАРСТВОВАНИЕ ДАВИДА И СОЛОМОНА

Около 1000 года Израиль образовал многонациональную империю под властью Давида (в нее входили, кроме израильтян и иудеев, моавитяне, едомитяне, аммонита, сирийцы). В правление его сына Соломона, строителя иерусалимского храма, при царском дворе возникает корпорация летописцев и книжников. Один из них составил ок. X в. свод Священной Истории, которая начиналась с сотворения мира. Она включила предания о патриархах и Моисее. В науке этот иерусалимский автор именуется Ягвистом (J). Его труд впоследствии вошел в Пятикнижие [2].

В том же веке были записаны первые Притчи и составлена история Давида и Соломона. Она была положена в основу Книги Царств.

Давиду принадлежат и несколько псалмов (в частности: 17, 29, 31).

ИЗРАИЛЬ И ИУДЕЯ ДО ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ

После смерти Соломона в 922 г. его держава распалась на два царства: Северное (Израильское), просуществовавшее от 931 до 722, и Южное (Иудейское) (931-586). В Северном Царстве был написан второй вариант Священной Истории, автора которой называют Элогистом (Е). К этому времени относятся рассказы о пророках Илии и Елисее и летописи, часть которых были включены в Книгу Царств.

ПРОРОКИ-ПИСАТЕЛИ

Первым пророком-писателем был Амос (VIII в. до Р. X.), иудей, проповедовавший в Северном царстве. Его младшим современником был пророк Осия из Самарии. Оба они — самые ранние библейские авторы, которым приписываемые книги принадлежат целиком. В Иерусалиме в VIII веке и в начале VII пророчествовал Исайя. Он был создателем целого направления, или школы. Книга, носящая имя Исайи, есть антология, составленная   из писаний самого пророка и его учеников. Самому Исайе в ней принадлежат главы 1-11, 17-19, 22-23, 28-33. Главы 20 и 34-35, содержащие эпизоды из биографии пророка, взяты либо из летописи, либо из «жития» Исайи.

К VIII же веку относится время деятельности пророка Михея и составления одного из сборников Притч (гл. 25-30), а также большинства так называемых «царских» псалмов.
В 722 г. пало Северное Израильское царство. Цен¬тром религиозной жизни становятся Иудея и Иеруса¬лим. Туда левиты-северяне принесли текст Моисеева Закона, который был обнародован в 622 г. По мнению большинства библеистов этот Закон тождественен с основным текстом Второзакония.

Во дни благочестивого царя Иосии (640-609), ини¬циатора религиозной реформы, проповедовали и запи¬сали свои пророчества Софония, Наум и Аввакум. При нем же в 626 г. начал свою деятельность пророк Иеремия, автор обширной книги. Речи его собрал воедино его ученик (вероятно, Варух).

В правление Иосии было начато составление третьей Священной Истории (D), так называемой Второзаконнической. Составитель ее собрал в назидательных целях сказания об истории народа. Закончена книга была уже в плену ок. 562 г. Она обнимает Второзаконие, Книгу Иисуса Навина и Книги Царств в том виде, как они представлены в нынешней Библии.

Иеремия был свидетелем агонии и гибели Иерусалима, разрушенного в 587 г. халдейским царем Навуходоносором II. Большая часть народа, была уведена в изгнание, в Вавилон. Некоторые иудеи удалились в Египет, куда с ними ушел и Иеремия.

ЭПОХА ПЛЕНА

В изгнании иудеи не утратили своей веры и национального самосознания. В этом им помогли пророки и наставники, среди которых наиболее прославился Иезекииль († ок. 570). Книга Плача и некоторые псалмы (136, 50) относятся к этому же времени.

Еще до изгнания книжники соединили I-ю и II-ю Священные Истории, в Вавилоне пополнили их материалами из священнического предания (Р и D). Таким образом возникло Пятикнижие в его нынешней форме.

Около 550 года пробудилась надежда на освобождение: Вавилону стал угрожать персидский царь Кир. В это время проповедовал один из величайших пророков Ветхого Завета. Имя его осталось неизвестным, а писания включили в Книгу Исайи, вероятно потому, что анонимный пророк был последователем Исайевской школы. В библеистике этот пророк называется Второисайей. Ему принадлежат: Ис 40-55. Главы 56-66, по-видимому, написаны им же, но уже после возвращения из плена в 538 г. Второисайе или его кругу приписывают кроме того Ис. 11. 10-16; 13-14; 21. 1-10; 34-35.

РЕСТАВРАЦИЯ

После взятия Вавилона иудеи получили разрешение вернуться на родину. Возвратилась лишь часть народа, во главе которой стояли первосвященник Иисус и князь Зоровавель. Пророк Аггей выступил в 520 г. с речами, призывающими к восстановлению храма. Вместе с ним проповедовал пророк Захария, автор I—8 гл. Книги Захария.

В 515 году был освящен Второй Храм, но надежды на независимость страны не оправдались. Духовная жизнь народа в разоренной Палестине постепенно приходила в упадок. Об этом свидетельствует Книга пророка Малахии (V в.).

ЗАКОННИКИ

В 445 г. в Иерусалим прибыл иудей Неемия, чиновник персидского царя. Он восстановил стены города и попытался возродить религиозную жизнь, следя за соблюдением Закона. Помощь ему оказал книжник-священник Ездра, который приехал из Вавилона. Ездра созвал в Иерусалиме народное собрание и привел иудеев, к присяге неукоснительно хранить заветы Торы. С того времени начинается строгое обособление иудейства от иноплеменников. Реакцией на это явились Кн. Руфь и Кн. Ионы, которые были направлены против национальной исключительности.

МУДРЕЦЫ-КНИЖНИКИ

Между V и III веками духовное руководство народом переходит в руки мудрецов-книжников. Им принадлежат библейские писания, которые трактуют о человеческой жизни, о тайне страдания, о нравственных принципах Ветхого Завета. Мудрецы были чужды национальной замкнутости, хотя ревностно оберегали основы веры. Ими написаны Книги Иова (ок. 400 г.), Екклезиаста (ок. 300 г.) и Притчей (в окончательной редакции). Последним из мудрецов был Иисус, сын Сирахов (ок. 180 г.).

Пророческую традицию продолжают в те века Иоиль, Второзахария (Зах. гл. 9-14) и апокалиптики Исайевой школы (Ис. 24-27).

Последняя, V-я Священная История (Сhr) была составлена ок. III в. до Р. X. Она включила Книги Паралипоменон и Книги Ездры и Неемии.

ИУДЕЙСТВО И ЭЛЛИНИЗМ 

В  332  году Палестина перешла под владычество греческих царей (сначала - Александра Македонского, затем Птолемеев и наконец   Селевкидов). В это время начинается суровая борьба за чистоту веры, которой угрожали эллинские соблазны. Книги Товита, Варуха и Послание Иеремии (написанные между III и II веком) ставили своей целью укрепить нравственные и религиозные идеалы иудейства, защищая их от язычества.

В 168 году селевкидский царь Антиох IV начал жестокое гонение против религии Ветхого Завета. Книги Писания предавали огню, обряды запретили, а храм превратили в языческое капище. Гонимые черпали утешение в пророчествах Книги Даниила, которая была составлена ок. 165 года на основе древних преданий и предсказаний. Тогда же, по-видимому, была написана и Книга Иудифь. 

В 164 году иудеи восстали против греков. Под руководством Иуды Маккавея они добились больших успехов и через некоторое время завоевали себе независимость (ок. 140 г.). К этому времени была уже завершена вся еврейская Библия.

НА РУБЕЖЕ ДВУХ ЗАВЕТОВ

До 63  г. Иудея оставалась независимой, а после этого подпала под власть Рима. В это время иудаизм уже разделился на ряд течении, каждое из которых имело свои литературные произведения. По большей части они вошли в число апокрифов.

В среде фарисеев возникают Псалмы Соломона, 2-я Кн. Маккавейская, первые талмудические тексты; сторонник династии Хасмонеев пишет 1-ю Кн. Маккавейскую; к кругу ессейских сочинений принадлежат Книга Еноха, Завет 12 Патриархов и книги Кумранской секты.

В Александрии иудеи создают богатую религиозную литературу. Это неканоническая Книга Премудрости (ок. 50 г. до Р. X.), а также творения Филона, Сивиллины пророчества.

Большинство этих книг уже выходит за рамки собственно библейской традиции, но они образуют как бы мост, соединяющий Ветхий Завет с Новым. Мессианские чаяния апокалиптиков, этические учения раввинов и книжников создали ту атмосферу, которая предварила проповедь Евангелия.

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Под   «критикой»   здесь   подразумевается  литературно-историческое исследование

[2] Об источниках J,  Е, Р, О, Сhr. см. Приложение II

 

Далее



Hosted by uCoz