Библейские тексты для последовательного чтения

с краткими примечаниями

Моисей


II. СИНАЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Богоявление на Синае (Исх 19.16–25)

Библейские картины бури и грозы есть поэтическое выражение величия и славы Творца, являющего Себя творению. Эти образы проходят через весь Ветхий Завет до самого Апокалипсиса. Громкие звуки космических катастроф означают «глас Божий» (см. Пс 28).

2. Десять заповедей (Декалог) (Исх 20.1–21)

Декалог трактует об отношении человека к Богу и ближнему. В этом заключена самая суть Моисеева учения, раскрытая далее пророками и утвержденная Христом (Мф 5.18; 22.36–40). В первой заповеди подчеркивается, что Ягве — это Бог, не далекий от мира и человечества, а Бог — Владыка истории, Бог — Избавитель, Ревнитель и Спаситель. 20.3–11. Заповеди I — IV говорят об отношении человека к Богу. Бог истинный — один. Он не должен быть изображаем, ибо Он превыше всего тварного[40]. Его имя (и все относящееся к святыне) должно быть окружено благоговением. Субботний день посвящен Богу, чтобы человек помнил о Творце, Которому принадлежит вся его жизнь. 20.12–17. Вторая часть Декалога, заповеди V — X, посвящены отношениям между людьми. Это означает, что не ритуал, а человечность и отказ от зла суть первейшие религиозные обязанности верующего. Для Нового Завета Декалог — основа Моисеева учения — имеет непреходящее значение. Поэтому Христос говорит о том, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить его (Мф 5.17). 20.2I. Мрак символизирует священную тайну Божественного, невыразимую словом и образом. Этот символ часто встречается в писаниях христианских мистиков.

3. Законы Моисеевы
 

Вероятно, большинство этих изречений было произнесено пророком устно, а впоследствии священники приспособили их к новым условиям жизни и богослужения в земледельческой стране. Но религиозно–нравственный дух Моисеева учения пронизывает и эти постановления и заветы. В них нравственное служение ставится очень высоко.

Большинство обрядовых уставов (в Книге Левит) записано позднее духовенством Иерусалимского храма. Но и в этом сборнике ощутим дух Моисея.

Исх 23; Лев 19.17–18; Числ 15.1–16

 
4. Заключение Завета  (Исх 24)

Слава Господня есть видимый знак присутствия Божия. Библия обычно описывает ее как огонь, сияние, светлое облако (ср. Мк 9.2–7).

5. Золотой телец (Исх 31.18; 32)

31.18. Скрижали представляли собой две каменные доски, на которых был высечен текст Декалога. Подобные надписи на камне были в широком употреблении на древнем Востоке. Моисей, вероятно, пользовался так называемым «синайским» алфавитом, который употребляли семиты, жившие в соседстве с Египтом. 32.1. Речь идет не о новой религии; народ лишь требует дать ему зримый образ Божества. Между тем Декалог категорически это запрещает. Священный бык, или телец, издревле считался символом плодородия (Египет, Месопотамия, Сирия, Греция). По–видимому, израильтяне захотели иметь именно такое изображение Ягве. 32.10. Бог, испытывая Моисея, предлагает произвести от него новый народ, который будет верен Завету. Но Моисей отказывается, ибо слово Господне для него свято, обетование непреложно. 32.22. То, что Аарон без возражений пошел навстречу просьбе народа, показывает его в невыгодном свете. Возможно, он искал популярности. Предание сохранило и другие намеки на стремление Аарона оттеснить брата (Числ 10). Избиение, описанное в стихах 25–28, означает, вероятно, то, что люди оказали сопротивление Моисею, когда он разрушал идола. Суровая расправа свидетельствует о жестоких нравах того времени.

6. Ковчег Завета (Исх 25.10–22; Числ 10. 35–36)

Ковчег представлял собой ларец, или ящик, похожий на египетские хранилища для реликвий. Херувимы (евр. керув) в древнем Израиле олицетворяли стихийные силы, в частности ветер и бурю. Раскопки показали, что изваяния этих существ имели человеческие лица, птичьи крылья и львиные тела.

7. Скиния и Божественное присутствие (Исх 33—34)

33.18–23. Человек не может созерцать Бога, но для пророка открыт путь к частичному Богопознанию. Только став человеком, Бог явил Свой лик миру (Ин 1.18). 34.6–8. Бог открывает Себя и Свое отношение к человеку. Угроза наказания детей за родителей здесь лишь воспитательная мера, которая впоследствии отменяется (Иез 18.20). Для стадии духовного развития народа были необходимы строгие и грозные предупреждения, чтобы пересоздать его необузданную и варварскую природу. 34.13. Повеление это дано для того, чтобы исключить возможность языческого соблазна. Как показало будущее, этот соблазн был очень велик. Даже покинутые хананеями идольские алтари привлекали суеверные массы. 34.10–26. Начало так называемого Культового Декалога. В нем десять заповедей дополняются предписаниями, относящимися к культу. Культовый Декалог был, скорее всего, записан раньше Книги Завета ( Исх 20.22–26; 21—23.1–33)  и, может быть, относится к Моисееву времени. Толкователи полагают, что Моисей ввел культовые предписания после того, как убедился в их необходимости для народа, столь легко впадающего в идолопоклонство. «Как увидел Бог, что евреи беснуются, скучают, хотят жертвы, готовы, если им не позволят этого, обратиться к идолам, или даже не только готовы обратиться, но уже и обратились, то позволил им жертвы» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения, 1850, т. III).

8. Посвящение левитов (Числ 3.5–13)

Левиты — потомки Левия, сына патриарха Иакова. К левитам принадлежали сам Моисей, Аарон и их ближайшие сподвижники. Колено левитов посвящается на служение при Ковчеге и скинии.

9. Благословение народа (Числ 6.22–27)

22 И сказал Господь Моисею, говоря:

23 скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:

24 да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

25 да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

26 да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

27 Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их.

10. Израильтяне покидают Синай (Числ 10.11–13, 28–36)

Ст. 32 указывает на то, что часть мадианитян была принята в союз колен Израилевых.

11. Ропот народа (Числ 11)
12. Грех Аарона и Мариам (Числ 12)

Рассказ свидетельствует о соперничестве между вождями народа. «Кротость» Моисея следует понимать не в христианском смысле, а на фоне нравов того времени. Бог подает знак, что Он вверил Откровение преимущественно Моисею. «Ефиоплянка» в данном случае общее название иноземки. Ефиопией (Куш) называли страны южнее Египта.

13. Лазутчики отправляются в Ханаан

В это время опорным пунктом Израиля становится оазис Кадес (Кадеш, от евр. слова КАДOШ — святость) в области Негев. Оттуда Моисей отправляет в Ханаан лазутчиков. Ханаан уже был свободен от египетского господства. Он представлял собой непрочный союз городов–государств.

(Числ 13.1–4, 18–34; 14)

 

Поколение, выросшее в рабстве, не способно завоевать землю обетованную и обречено кончить жизнь в пустыне.

14. Возмущение левитов (Числ 16)
15. Оазис Кадес. Вода из скалы (Числ 20)
16. Медный змей (Числ 21.4–9)

Это одно из наиболее темных мест Пятикнижия. Некоторые исследователи Библии предполагают, что змей был геральдической эмблемой левитов. Сказание говорит о великой исцеляющей силе веры. Поэтому и Христос сравнивал Свой Крест с медным змеем, вознесенным в пустыне подобно знамени спасения (Ин 3.14–15). Медный змей почитался в Израиле как реликвия вплоть до VIII в. до Р. Х. (4 Цар 18.4).

17. Израильтяне и царь Моава. Прорицатель Валаам

Сказание о Валааме (евр. билам) повествует о подчинении воле Ягве языческого пророка. Подобные пророки были известны и в Ханаане, и в Финикии, и в Вавилоне. Библия не отрицает, что эти люди могли иметь подлинный мистический дар. И именно в силу этого дара Валаам вместо проклятий произносит благословение на израильтян.

 

(Числ 22.10–24.9)

18. Соблазн идолопоклонства (Числ 25.1–3)

1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,

2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их.

3 И прилепился Израиль к Ваал–Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.

19. Моисей смотрит на землю обетованную (Числ 27. 12–23)
20. Завещание Моисея (Втор 1—4.40)

21. Главная заповедь Ветхого Завета (Втор 6.4–25; 10.12–21)

22. Смерть Моисея (Втор 34)

1 И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана,

2 и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря,

3 и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.

4 И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.

5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;

6 и погребен на долине в земле Моавитской против БефФегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.

7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.

8 И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее.

9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.

10 И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,

11 по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его,

12 и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.

34.6. И погребен — буквальный текст еврейской Библии может быть понят так: «Ягве похоронил его». Это окружает таинственностью смерть Моисея, человека, чья жизнь была исполнена необычайных знамений и великих событий.


ВСЕЛЕНИЕ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ (XIII—XII вв. до Р. Х.)

О переселении в Ханаан повествует Книга Иисуса Навина. Она открывает собой триптих «Исторических книг Ветхого Завета» (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств). Этот сборник в еврейской традиции называется «Древние пророки». И действительно, он составлен не с целью просто рассказать о ходе событий, а прежде всего имеет в виду задачу назидательную. В Исторических книгах мы находим обличение и призыв к покаянию. Сборник был завершен ок. 562 г. до Р. Х. в Вавилонском плену и был призван объяснить израильтянам причины их бедствий. Основная идея «Древних пророков» заключается в том, что нарушение Завета с Богом влечет неизбежное возмездие. Составитель этих книг пользовался древними преданиями, эпосом, а также подлинными летописями Израильского и Иудейского царств. Прологом к циклу некогда служила Книга Второзакония, поэтому этот сборник иногда называют «Второзаконнической историей» (D).

Книга Иисуса Навина построена на основе эпических сказаний о покорении Ханаана. Археологи подтвердили историческую достоверность главных событий, описываемых в ней. Однако, стремясь показать, как строго в эпоху Иисуса Навина народ Ягве отделялся от язычников, автор преувеличивает непримиримость израильтян к хананеям. Из Книги Судей, основанной на более древних источниках, явствует, что и после Иисуса Навина значительная часть страны осталась населенной хананеями.

Ханаан (евр. кенаан) расположен на пересечении Европы, Азии и Африки между Сирией и Синайской пустыней. Библия именует его просто эрец исраэль, Земля Израиля. В общей сложности израильтяне жили в ней от времен Авраама около 17 столетий. Греки впоследствии дали этой стране название Палестина (от евр. пелешет, филистимлян, живших на западном побережье страны). Территория Палестины — ок. 26 тыс. кв. км. Река Иордан, стекая с Ливанских гор, про–лагает свой путь по глубокому ущелью, расширяется, образуя Галилейское море–озеро, и впадает в Мертвое море. Море это лежит в самой глубокой на земном шаре впадине. Из–за высокого содержания соли никакая жизнь в нем невозможна. Иордан несудоходен. На берегах его не строили городов. Русло его делит страну на две половины. Восточная — Заиорданское плоскогорье (или Га–лаад) — сильно пересеченная местность, издавна славившаяся своими пастбищами. Область на северо–запад от реки называлась Галилеей. Это плодородная цветущая земля, где равнины сменяются холмами и небольшими горами. Галилея примыкает к горе Кармел — границе Финикии. По берегам Иордана растут платаны, тростники, папирус. В Галилее произрастают дубы, тамариски, пальмы, смоковницы, гранаты. Юго–западный район (названный впоследствии Иудеей) отличается более суровым климатом. Здесь много безводных пустынь и гористых областей. В период дождей горные луга покрываются травой, а во время засушливого сезона растительность выгорает. Для Палестины характерны климатические контрасты. В одних районах климат почти тропический, в других — более холодный. Это отразилось и на флоре, которая представлена растениями и южных, и средних широт. Главными занятиями населения издревле были скотоводство (разводили преимущественно мелкий рогатый скот), земледелие, виноградарство и садоводство. Ко времени прихода израильтян Ханаан в культурном отношении составлял одно целое с Финикией. В политическом отношении судьба страны была тесно связана с Египтом, который подчинил себе Ханаан ок. 1500 г. Но в конце XIII в. власть фараонов была ослаблена.

Религия страны была родственна финикийской. Главой пантеона считался Эль, которому были подвластны его «сыны», или младшие боги. Наиболее популярными среди них являлись бог грозы и плодородия Ваал–Хадад и богиня растительности и любви Астарта. В Финикии Ваала звали Молохом, т. е. царем. Почиталась хананеями также богиня войны Анат. Богов обычно изображали в человеческом облике. На местах поклонения ставили колонны, или каменные столбы («высоты»), и сажали священные деревья. Богослужение сопровождалось пышными обрядами. Многие из них имели изуверский характер (культовая проституция, человеческие жертвы, ритуальные убийства детей, фаллические оргии). Этими особенностями ханаанской религии, сохранившимися вплоть до эллинистическо–римского времени, объясняются суровые слова Христа, обращенные к финикиянке (Мк 7.24–30).

1. Вступление в Ханаан (Ис Нав 1)

Смысл рассказа: дар Божий невозможно получить без веры, мужества и борьбы (ср. Мф 11.12). Свою войну Иисус Навин понимал как «брань Господню», как орудие Божией кары.

2. Лазутчики в Иерихоне (Ис Нав 2)

Блудница Раав — представительница тех хананеев, которые приняли веру Израиля и остались впоследствии жить вместе с народом Ягве (Евр 11.31). Раав вышла замуж за израильтянина, и из ее рода произошел царь Давид (Мф 1.5).

3. Переход через Иордан (Ис Нав 3)

Знамение при переходе через Иордан означало, что поход Израиля совершается с помощью Божией. Перекрытие русла реки не просто символ, а действительное событие. Впоследствии оно несколько раз повторялось (два раза уже в XX в.). Под воздействием тектонических сил образовывались завалы, создававшие естественную плотину.

4. Стан и жертвенник в Галгале (Ис Нав 4)


Чудесный переход через Иордан создал Иисусу Навину авторитет, подобный авторитету Моисея.

5. Возобновление Завета и Богоявление у Иерихона (Ис Нав 5—6.4)

В последние годы жизни в пустыне народ пренебрегал Заветом. В знак его возобновления совершается обрезание всех, кто не прошел через этот обряд. 5.13–15. Сказание о явлении Вождя воинства Господня означает, что взятие Иерихона будет исключительно делом Промысла. «Воинством Господним» именовались ангелы (см. Быт 32.1–2; Пс 102.21). Отсюда наименование Бога — Ягве Цеваот (Саваоф), что означает Ягве воинств, или Ягве сил.

6. Падение Иерихона (Ис Нав 6.5–26)

По данным археологов, Иерихон в то время находился в упадке, и число его жителей было незначительным. Заклятие города означало, что победители не оставляют себе ничего из добычи (в том числе и рабов), уничтожая ее в знак того, что победа принадлежит не им. Заклятие (евр. херем) — старый языческий обычай, известный у многих народов. «В действительности, — пишет французский библеист П. Сандевуа, — применение такого заклятия было, вероятно, довольно редко. Большая часть ханаанских городов была просто занята Израилем (Ис Нав 24.13; Суд 1.27–36), например Газер (Ис Нав 16.10; 3 Цар 9.16), Иерусалим (Суд 1.24; 2 Цар 5.6 сл.). Некоторые из них заключали даже союз с иудеями, например Гаваон (Ис Нав 9) и Сихем (Быт 34). Авторы Второзаконнической истории знали, что во время завоевания заклятие не применялось (Суд 3.1–6; 3 Цар 9.21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла для Израиля ханаанская религия… Отсюда определенный схематизм в истории завоеваний; религиозная установка, утверждавшая абсолютную власть Ягве над Святой землей и ее обитателями, переносилась на прошлое». Впоследствии в Библии заклятие получило смысл безоговорочного отделения от язычников. Однако закон «херема» противоречит учению пророков. То, что заклятие якобы предписывается Богом, не следует понимать буквально: представление это отражает примитивную ступень религиозного сознания.

7. Возобновление Завета в Сихеме (Ис Нав 8.30–34)


У гор Гевал и Гаризим находился город Сихем, который, очевидно, добровольно открыл ворота Иисусу Навину. По предположению историков, основная часть его населения состояла из израильтян, не уходивших в Египет или вернувшихся на два века раньше (намек на это есть в 8.33). Теперь они принимают Завет и становятся членами Израиля. Впоследствии обряд возобновления Завета будет совершаться каждые 7 лет (Втор 31.10).

8. Союз с Гаваоном (Ис Нав 9—10.19)

10.12–14. Здесь приводится цитата из сборника эпических поэм — Книги Праведного, или Доблестного (евр. сефер хайашар), или, по другим переводам, Книги Песен. По мнению одних толкователей, песнь Иисуса Навина означала призыв к светилам «остановиться», взирая на подвиги воинов Ягве (ср. Авв 3.11). По мнению других экзегетов, здесь налицо поэтическая гипербола, образ, родственный словам из Песни Деворы («С неба сражались звезды», Суд 5.20). Могло ли быть здесь какое–то чудо? Естественно, что все силы природы в руках Божиих, но в данном случае израильтяне, начавшие бой в предрассветном сумраке, едва ли нуждались в продлении дня.

9. Последние годы Иисуса Навина (Ис Нав 23—24)

 

 

СУДЬИ И ОСНОВАНИЕ МОНАРХИИ (ХII–ХI вв. до Р. Х.)

Книги Судей и Царств — это рассказ об искушениях и падениях народа Божия.

Утвердившись в Ханаане, израильтяне быстро перешли к оседлому образу жизни. Единой власти у них еще не существовало; Израиль представлял собой союз племен, объединенных на основе общей религии. Пришельцы восприняли у хананеев материальную цивилизацию, а вместе с ней и туземные суеверия. Религиозный упадок привел к ослаблению уз между коленами и тем самым сделал их беззащитными перед лицом противника. Военные неудачи явились следствием религиозного отступничества.

Время от времени в том или ином колене выдвигались вдохновленные Богом вожди — судьи, которые стремились возродить веру и брали на себя предводительство в борьбе с врагами (ср. Евр 11.32–34).

1. Израильтяне и хананеи (Суд 1)
 
1.8 Иерусалим был занят лишь частично. Центральная крепость города оставалась в руках ханаанского племени иевусеев до эпохи Давида. і.Х2 сл. Халев (евр. калев) — глава мадианитского (кенитского) клана.
 
2. Духовное состояние Израиля. Песнь Моисея (Втор 32.1–43)
 
Эта песнь (в устной форме она могла быть сложена самим Моисеем) записана в эпоху Судей. В ней обличается Израиль, изменивший Богу.

3. Посланник Божий обличает Израиля (Суд 2.8–13; 2.1–4, 14–23)

Ваал буквально означает «господин», «владыка». Так именовали многих ханаанских богов, но главным образом Халада, бога грозы. В честь ханаанских богов совершались изуверские обряды. 2.І. Ангел Господень означает «вестник Ягве». В данном случае речь, вероятно, идет о пророке, который пришел из Галгала обличить народ.

4. Последняя борьба с хананеями. Девора (Суд 4—5)

 

К XII в. основная масса хананеев уже примирилась с тем, что израильтяне будут жить вместе с ними. Только царь северного города Асор сделал попытку установить свою гегемонию над всей Палестиной. В эти дни Бог воздвиг пророчицу Девору, которая возглавила борьбу за национальное и религиозное сплочение народа.

5.·Гедеон — освободитель от нашествия кочевников (Суд 6—8)

В этом сказании Ангел Господень — образ Богоявления.

6. Первая попытка установления монархии в Израиле (Суд 9)


В древних цивилизациях монархия считалась священной, царь объявлялся божественным существом. Моисеева религия отрицала и божественность царской власти, и вообще принцип самодержавия. Перед Законом Божиим все люди равны, и общество должно быть построено на его основе. Попытку установления монархии многие израильтяне встретили враждебно. Об этом свидетельствует притча Суд 9.8–15.

7. Вторжение филистимлян (IX в.) (Суд 13.1)

1 Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет.

Филистимляне — народ, пришедший с запада, с островов Эгейского моря. Они владели секретом выплавки железа и поэтому имели военное преимущество над всеми обитателями Палестины, названной, как уже было сказано, по их имени  [См. Всемирная история, т. I. M., 1956)

.
8. Юность Самуила (1 Цар 1—7.1)

В эпоху филистимского господства Ковчег находился в городе Силоме, где правила семья священника Илия (евр. Элиху).

 

Раскопки в Силоме свидетельствуют о том, что город был разрушен и сожжен филистимлянами ок. 1060 г.

9. Самуил — судья. Восстание против филистимлян (1 Цар 7.2–15)
 
10. Основание монархии (ок. 1025 г.). Саул (1 Цар 8—12)

В библейском рассказе явственно прослеживаются две линии предания: 1) монарх послан Богом как избавитель народа от врагов. Он помазывается пророком (елей на Востоке был символом сохранности, помазание означало пребывание на помазаннике благословения Божия). После помазания на царя нисходит Дух Господень, и только тогда он становится истинным «предводителем народа»; 2) Самуил упрекает народ в желании быть «как другие народы» и говорит о злоупотреблениях, которыми чревата царская власть, тяготеющая к самодержавию. Составитель Книг Царств принимает оба этих предания, чтобы одновременно и подтвердить законность монархии, и указать на ее несовершенный характер.

11. Царь пытается узурпировать духовные права (1 Цар 13; 15.10–35)

 

Сказание изобличает постоянную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево», и «Божие». Пророк Самуил указывает на то, что послушание воле Божией выше жертвоприношений. Поэтому сохранение добычи вопреки запрету пророка, пусть даже для жертвы, являлось грехом. Казнь Ага–га — одна из черт варварских нравов эпохи.


ДАВИД (ок. 1000 — 961 гг. до Р. Х.)

История Давида составлена автором Второзаконнического цикла из отрывков летописи, написанной при Давиде и Соломоне (как считает большинство библеистов). Цель автора — представить Давида избранником Божиим и в то же время, подчеркнув его слабости, показать, что и он — величайший царь Израиля — не был идеальным помазанником. Он греховен, как и все люди, и должен нести ответственность за свои поступки.

1. Помазание Давида (1 Цар 16.1–13)

 

2. Давид и Голиаф. Побеждает не сила, а вера (1 Цар 17; 18.1–4)

 

3. Давид и Саул (1 Цар 16.14–23; 18.5—27.12)

 

4. Молитва Давида
Псалом 22;
Псалом 27

 

5. Смерть Саула (ок. 1000 г.) (1 Цар 28—31; 2 Цар 1)



6 . Воцарение Давида (ок. 1000 г.)
 
(2-ая Царств, главы 2–5;
Иерусалим был захвачен Давидом ок. 998 г. Упование Давида — в Боге.
Псалом 17)

 

7. Ковчег на Сионе
 (2 Цар 6;
 
Псалом 23.7–10)



 
8. Пророчество Нафана. Обетование дому Давидову (2 Цар 7.8–17)

 


9. Молитва Давида (2 Цар 23.2–7)

Пророчество Нафана исполнилось через явление истинного Помазанника из рода Давидова, Основателя Царства Божия — Иисуса Христа (Лк 1.32–33).

 
10. Грех Давида (2 Цар 11—12.25)
 
11. Плоды греха Давида. Распри в его семье. Авессалом
 
2 Цар 14.25–27; 15.2–18; 16.1–14; 19.5–43; 18.9–18; 20.1–26

 

Hosted by uCoz