"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 20.07.2017, 23:28
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
православное богословие [7]западное богословие [3]
католицизм [1]протестантизм [0]
богословие XX века [2]свобода воли [1]
бессмертие [1]экуменизм [5]
отцы церкви [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск
Случайное фото из альбома

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Богословие » православное богословие

Окончание статьи Худиева

ОКОНЧАНИЕ. Начало здесь

Боговоплощение в Библии

Как мы уже говорили, именно вера Церкви в Боговоплощение вызывает наиболее решительное неприятие у мусульман, но не только у них. Именно вера в Иисуса Христа как в Бога четко отделяет христиан от приверженцев других религий и мировоззрений. Индуисты или буддисты, агностики или приверженцы движения «Новой Эры», как правило, признают Иисуса великим учителем. Они охотно ссылаются на него для утверждения собственных взглядов. Они бывают готовы отвести Ему почетное, в их представлении, место в их религиозно-философских системах - Иисуса охотно признают «первым коммунистом» или «аватаром» или «великим посвященным» или, в случае с мусульманами «великим пророком», но только христиане исповедуют Его Богом.

Очень часто критика Боговоплощения бывает связано с глубоко искаженным представлением о том, во что же в этом вопросе верят христиане; поэтому наша задача будет состоять в том, чтобы сформулировать христианскую точку зрения и затем показать, как она следует из Библии. Христианская Церковь выразила свою веру в кратких исповеданиях, которые называются «символами веры». Самый распространенный символ веры называется Никео-Цареградским, и его чтение (или пение) является обязательной частью богослужения православной, католической и значительного числа протестантских церквей. В этой брошюре, однако, мы используем Афанасьевский символ веры, в котором христианское исповедание Троицы и Боговоплощения излагается несколько более подробно:

Каждый, желающий быть блаженным, должен прежде всего иметь общую христианскую веру. Тот же, кто не сохраняет ее неизменной и неподдельной, несомненно останется навеки потерянным.

Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности.

Первое из них - Личность Отца, второе - Личность Сына и третье - Личность Святого Духа.

Но Отец, и Сын, и Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.

Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух.

Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух.

Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух.

Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен,

И не три вечных, а Один Вечный,

Также и не три несотворенных, и не три бесконечных,

А Один Несотворенный, и Один Бесконечный.

Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий,

И так же не три всемогущих, а Один Всемогущий.

Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог.

Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь.

Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом.

Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.

Отец не создан, не сотворен и не рожден.

Сын есть от Отца и только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден.

Святой Дух есть от Отца и Сына - не создан, и не сотворен или рожден, но послан.

Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.

И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики,

Чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем Лицам.

Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества.

Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью.

В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.

Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время.

Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом.

Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.

И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос.

Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом.

Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство.

Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа,

Который пострадал за наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых.

В пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный.

Это наша общая христианская вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен.

В нашу задачу сейчас не входит подробное обоснование всех утверждений Афанасьевского символа веры; мы ограничимся рассмотрением того, что он говорит о Боговоплощении.

Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью.

Бог стал человеком; это последовательно утверждается Писанием.

Мусульманские проповедники придерживаются иной точки зрения:

Даже в современных канонических христианских Евангелиях нет ни одного однозначного высказывания Иисуса о своей божественности.

(Абдулла Али-Заде, «Библия и Коран. Сравнительный анализ. Стр.30)

Учитывая небольшой объем объем данной брошюры мы приведем лишь некоторые из многочисленных библейских свидетельств Боговоплощения и постараемся разъяснить недоумения, часто возникающие в связи с этим понятием. Одно из наиболее ясных свидельств о боговоплощении мы находим у апостола Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть … И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (От Иоанна 1:1-3, 14)

«И слово было Бог … и слово стало плотью» - это событие, которое христиане и называют Боговоплощением.

Еще один фрагмент Писания, утверждающий Боговоплощение - Послание к Евреям. 1-2 главы.

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. (К Евреям 1:8-12)

Здесь Сын описывается как 1.Бог (стих 8,9) 2.Создатель неба и земли (Стих 10) 3.Вечно живущий (Стих и 11-12) 4.Принимающий поклонение от Ангелов (стих 6)

Несколько дальше, в том же послании к Евреям говорится о том, как Он стал человеком, воспринял плоть и кровь ради нашего спасения, которое Он совершает Своей смертью:

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (К Евреям 2:14-18)

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» Вечный Бог, принимающий поклонение от ангелов, Творец неба и земли, принимает на Себя человеческую природу, плоть и кровь. Именно это и говорит Афанасьевский Символ:

В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.

Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время.

Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.

О Божестве Иисуса говорится во многих местах Писания; не пытаясь первратить эту брошюру в исчерпывающий справочник по этой теме, отметим лишь некоторые свидетельства Библии.

Иисус принимал поклонение:

и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:11)

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Мф. 14:33)

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и

поклонились Ему. (Мф. 28:9)

и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. (Мф. 28:17)

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. (Лк. 24:52)

Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. (Ин.9:37-38)

Причем во всех случаях использовано греческое слово, обозначающее именно религиозное поклонение, а не просто почтительное приветствие. В контексте Библии это слово относится либо к поклонению Богу, либо к запрещенному идолопоклонству. Именно это слово используется в Евангелии, когда Иисус отказывается поклониться сатане и указывает на то, что поклоняться можно только Богу:

и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк. 4:6-8)

Именно такое поклонение Сам Иисус принимал без возражений.

Характерен контраст с поведением Апостолов:

Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них (Деяния 14:11-15) Ангела:

И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. (Откр. 19:1-10)

Библия говорит, что благочестивые люди и ангелы категорически, резко и немедленно отвергали попытки поклониться им, но Иисус принимал поклонение как должное. Иисус прямо принимал исповедание Его Господом и Богом:

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. (Ин. 20:26-28)

Иисус заявлял, что именно Он будет судить все народы в последний день:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлол (Мф. 25:31)

Писание говорит, что это является исключительной прерогативой Бога:

Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. (Пс. 9:8-9)

Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас. (Ис. 33:22)

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4:12) к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, (Евр. 12:23)

Именно Бог, и никто иной, будет судить все народы в последний день:

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. (Иоиль 3:12)

Иисус называл Ангелов Божиих Своими:

пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (От Матфея 13:41)

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (От Матфея 16:27) тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. (Мф. 24:30-31)

И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре… Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. (Откр. 22:6…16)

Иисус утверждает, что Он посылает пророков:

Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; (От Матфея 23:34)

Апостолы также выражают веру в божество Христа – мы можем, хотя бы отметить такие слова как «Господь», и «Спаситель», которые в библейском контексте могут относиться только к Богу, и которые Апостолы относят к Иисусу. Сопоставим, например:

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. (Ис. 43:11)

Но Я - Господь Бог твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня (Ос. 13:4)

И слова Апостолов:

ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. (2 Петр. 1:11)

но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь (2 Петр. 3:18)

Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, (Фил. 3:20)

Для Апостолов также обычно отнесение к Иисусу ветхозаветных текстов, которые могут быть отнесены только к Богу, например:

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Фил. 2:10-11) это цитата из Ис.45:23, где этим слова относятся к Богу:

Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. (Ис. 45:22-23)

В проповеди Апостолов имя Бога отождествляется с именем Иисуса:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь. (Иоиль 2:32)

У Апостолов «имя Господне», которое надлежит призывать – это имя Иисуса:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. (Деян. 2:21, 36)

то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. (Деян. 4:10-12)

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.(Рим. 10:10-13)

Мы можем продолжать – более длинный (хотя и неполный) список библейских цитат, указывающих на божество Иисуса приведен, например, в книге Дж.Макдауэлла «Иисус». Но уже ясно, что божество Иисуса – предвечного Сына Божия, воплотившегося и ставшего Человеком – находит себя прочную опору в Священном Писании.

Далее мы рассмотрим два недоумения, которые люди часто выражают в связи с учением о Боговоплощении. Первое относится к тем местам Писания, где об Иисусе говорится как о ком-то меньшем и подчиненном по отношению к Отцу, второе - к тому, как библейскоое свидетельство о божестве Иисуса совмещается с библейским же свидетельством о единственности Бога.

«Отец мой более Меня» - смиренное послушание Иисуса.

Нередко в качестве аргументов против божества Иисуса приводят те слова Писания, в частности, слова самого Иисуса, где Он ставит Себя ниже Отца и показывает Себя смиренным исполнителем Его воли, например:

Отец Мой более Меня. (От Иоанна 14:28)

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. (Иоанна 5:19)

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. (1 Коринфянам 11:3)

Есть ли у нас основания понимать эти слова как свидетельство того, что Сын по природе ниже Отца? Нет. Дело в том, что в Писании смиренное послушание вовсе не является свидетельством некой "низшести по природе". Рассмотрим, например, приведенный здесь отрывок: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. (1 Кор. 11:3) Муж является главой жены, и она должна оказывать ему смиренное послушание. Значит ли это, что жена - существо низшее по природе по отношению к мужу? Ничего подобного, она такой же человек сотворенное существо, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание - не свидетельство «низшести», но проявление любви и смирения. Подобно и в другом месте Апостол говорит: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил. 2:3).

Христианин должен почитать брата большим себя, сказать "Брат мой более меня". Исповедует ли он себя при этом каким-то "недочеловеком"? Нет, конечно. Он должен поступать так из любви и смирения, а не потому, что низший по природе. Итак, послушание, признание другого высшим себя, вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного.

Послушание Иисуса - это именно акт любви и смирения, послушание того, кто не ниже по природе, а того, кто в совершенной любви и смирении ищет прославить не Себя, а Отца. Это проявление морального совершенства Его личности, а не "низшести по природе". Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Фил. 2:7-8)

Слово, переведенное здесь как «образ» это греческое «морфе», которое в греческом языке означает «полный набор свойств и характерных особенностей, которые делают нечто тем, что оно есть».(Эриксон, стр.586) Таким образом, и когда Писание говорит о божестве Иисуса, и когда оно говорит о Его смиренном послушании, оно описывает одну и ту же реальность - предвечный Бог добровольно уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Как говорит Афанасьевский символ:

В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.

Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время.

Восприняв человеческую природу, «плоть и кровь», как говорит Писание, Сын Божий являет совершеннейшее послушание, чтобы искупить наш мятеж; оставаясь, в то же время, Богом, Он имеет власть прощать наши грехи и даровать нам вечную жизнь. Как говорит Апостол:

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство (1 Тим. 2:5-6)

Посредник - это тот, кто принадлежит к обеим сторонам. Мы можем подвести итог словами того же символа веры:

Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.

Здесь мы можем перейти к следующему вопросу - как божество Иисуса согласуется с единственностью Бога.

Я и Отец – Одно: тайна Троицы.

Мусульманская критика учения о Троице основана на следующих фрагментах Корана:

169(171). O обладатели писания! He излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три ! Удержитесь, это - лучшее для вас, Поистине, Аллах - только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы y Него был ребенок. Ему - то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя!

116(116). И вот сказал Аллах: "O Иса, сын Марйам! Разве тысказал людям: "Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?" Он сказал: "Хвала Тебе! Как можно мне говорить, что мне не по праву? Если я говорил, Ты это знаешь. Ты знаешь то, что y меня в душе, a я не знаю того, что y Тебя в душе: ведь Ты - ведающий скрытое.

117(117). Я не говорил им ничего, кроме того, o чем Ты мне приказал: "Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Я был свидетелем o них, пока пребывал среди них, a когда Ты меня упокоил, Ты был наблюдателем за ними, и Ты - свидетель всякой вещи

Как мы уже говорили, наиболее серьезный упрек, который выдвигается в адрес христиан – это отход от монотеизма. Мы уже приводили упрек, который Коран делает христианам – упрек в том, что христиане принимают Иисуса и Марию «двумя богами, кроме Аллаха». Конечно, для христиан такой упрек звучит странно; Марию никто никогда не считал Богом, да и слова «Иисус – это еще один Бог кроме Отца» едва ли когда-нибудь произносил кто-либо из христиан. В основе мусульманской критики Троицы лежит представление о трех Богах – Бог, кроме Него, т.е. отдельно, независимо Иисус, кроме Него еще и Святой Дух. (То, что Мария никогда не считалась одной из Лиц Троицы, современные мусульмане признают)

Конечно, такая интерпретация Троицы противоречит не только основной вероучительной формуле Ислама – «нет Бога, кроме Аллаха», но и монотеизму библейских пророков. И, конечно же, мы не будем отстаивать такое представление, потому что ортодоксальные христиане никогда не верили во что-либо подобное. Христиане никогда не верили в трех богов – Единого Бога и, кроме Него, отдельно от Него, еще кого-то. Афанасьевский символ говорит:

Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности.

Первое из них - Личность Отца, второе - Личность Сына и третье - Личность Святого Духа.

Но Отец, и Сын, и Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.

Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух.

Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух.

Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух.

Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен,

И не три вечных, а Один Вечный,

Также и не три несотворенных, и не три бесконечных,

А Один Несотворенный, и Один Бесконечный.

Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий,

И так же не три всемогущих, а Один Всемогущий.

Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог.

Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь.

Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом.

Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.

Отец не создан, не сотворен и не рожден.

Сын есть от Отца и только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден.

Святой Дух есть от Отца и Сына - не создан, и не сотворен или рожден, но послан.

Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.

И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики,

Чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем Лицам.

Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества.

Мы говорим о трех Лицах в Едином Боге, но никоим образом не о трех богах:

И не три вечных, а Один Вечный, Также и не три несотворенных, и не три бесконечных, А Один Несотворенный, и Один Бесконечный.

……………………………………………………………………………………

Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.

Конечно, доктрина Троицы представляет определенную трудность для понимания; но реальность не обязана быть легко доступной пониманию. Когда физики говорят о том, что могут знать либо траекторию, либо скорость элементарной частицы, но не то и другое сразу, что в ракете, летящей с околосветовой скоростью, время течет иначе, чем на земле, что пространство около «черных дыр» искривлено, а время замедлено – это выглядит невероятным с точки зрения повседневного опыта и не укладывается в голове. А ведь речь идет о гораздо менее глубоком уровне реальности, чем бытие Бога.

Тайна Троицы открывается верующему уму и сердцу по мере духовного роста и углубленного изучения свидетельств Священного Писания; здесь мы можем лишь отметить, что исповедуя Бога, единого в трех Лицах, мы говорим о тайне внутренней жизни единого истинного Бога. Это бесконечно далеко от любых попыток придания Богу сотоварищей или введения политеизма. Безумие и нечестие многобожия было отвратительно Апостолам и Отцам Церкви никак не менее, чем мусульманам. Мусульманину, если Бог приведет его ко Христу, не придется отказываться от того решительного неприятия языческого многобожия, которое характерно для Ислама, и с которым мы вполне можем согласиться. Нет Бога, кроме Единого; Отец, Сын и Святой Дух - не три Бога, но Единый, живой, истинный и вечный Бог, предвечно пребывающий в трех Лицах, Бог, преисполненный превосходящей всякое разумение любви, истины и милости. Бог, поистине достойный поклонения.

 

http://www.mission-center.com/islams/hudiev1.htm

Категория: православное богословие | Добавил: didahe (22.11.2014)
Просмотров: 245 | Теги: ислам, искупление, Мусульмане | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании