"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Понедельник, 20.11.2017, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
духовное [0]
фото [0]
новое на сайте [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск
Случайное фото из альбома

Поделиться этой страницей:

Библия > Как читать Библию

6. Земные империи и Царство Сына Человеческого (Дан 7)

 

В первый год правления Валтасара, царя вавилонского, было Даниилу видение во сне, когда он спал на ложе своём. Он записал свой сон. Здесь начинается его рассказ.

2 Так говорит Даниил: привиделось мне во сне, в ночном видении, что четыре ветра небесных бушуют на великом море 3 и выходят из моря четыре огромных зверя, непохожие друг на друга.

4 Первый — как лев, и у него орлиные крылья. Но затем я увидел, как оторваны у него были крылья и поднят он был и поставлен на ноги, словно человек, и дано ему было человеческое сердце.

5 Другой зверь был на вид как медведь, поднятый на дыбы. У него в пасти, среди зубов, торчали три кости. И велено было ему: «Встань и вволю наешься мяса!»

6 Потом я увидел ещё одного зверя — он был как леопард и с четырьмя птичьими крыльями на спине. У этого зверя было четыре головы, и ему была дана власть.

7 А потом увидел я в моем ночном видении четвертого зверя — грозного, ужасного, несравненной мощи, и у него были огромные железные зубы. Он все пожирал и разрушал, а остатки попирал ногами. Он не был похож ни на кого из прежних зверей, и было у него десять рогов. 8 Я посмотрел на эти рога — и увидел, как ещё один, маленький рог вырос между ними, и трое из прежних рогов были вырваны, чтобы дать ему место. И у этого рога были глаза, как у человека, и уста, говорящие надменно.

9 Потом я увидел:

 

Воздвигнуты были престолы,

и Древний Днями воссел на престол.

Его одежда — как белый снег,

а волосы — как чистое руно.

Престол Его — пылающее пламя,

колеса — огонь горящий.

10 Огненный поток течет,

выходя от Него.

Тысячи тысяч служат Ему,

тьмы и тьмы11 пред Ним стоят.

И Судьи воссели,

и раскрылись книги.

 

11 Я видел всё, что произошло с той поры, когда раздались надменные речи из уст рога, до той поры, когда зверь был убит, а тело его уничтожено, предано огню. 12 У остальных зверей была отнята власть, но им оставили жизнь — до срока1.

 

 

13 И видел я в моём ночном видении:

 

С облаками небесными

приближается некто —

словно бы Сын человеческий.

Он приблизился — и подвели его к Древнему Днями.

14 И даны ему были власть,

честь и царство,

и все народы, племена и народности

ему покорились.

Власть его — власть вечная, непреходящая,

и царство его нерушимо.

 

15 Я, Даниил, пришёл в смятение — эти видения ужаснули меня. 16 Я подошел к одному из стоящих и спросил у него, что всё это означает. Он объяснил и растолковал мне увиденное:

17 «Эти четыре огромных зверя — четыре царя, что будут на земле. 18 Но потом царство будет передано святым Всевышнего, и они воцарятся навек и на веки веков».

19 Тогда я захотел узнать, что же означает четвертый зверь, непохожий на других, несравненно грозный, с железными зубами и медными когтями, который всё пожирает и разрушает, а остатки попирает ногами; 20 и что значат десять рогов у него на голове; и что такое последний рог, выросший, когда другие три выпали, чтобы дать ему место, — рог с глазами и устами, говорящими надменно, который на вид больше других рогов. 21 Ибо я видел, как этот рог начал войну со святыми и одолевал их до тех пор, 22 пока не пришел Древний Днями, — и тогда святым Всевышнего была воздана справедливость: настало время, и святые воцарились.

23 В ответ он сказал мне:

«Четвертый зверь означает: появится на земле четвертое царство, непохожее на другие царства, и будет пожирать, топтать и разрушать всё на земле. 24 А десять рогов означают: явятся в этом царстве десять царей, а потом — ещё один, непохожий на прежних, он низложит трех царей. 25 Он будет вести речи против Всевышнего и притеснять святых Всевышнего, замыслит отменить праздники и Закон. И святые будут отданы во власть ему — на один срок, два срока и полсрока. 26 Но воссядут Судьи — и отнимут у него власть; он будет погублен, навсегда уничтожен. 27 А народу святых Всевышнего будут отданы царственность, власть и величие всех царств под небесами. Царство его — царство вечное, всякая власть подчинится и покорится ему».

28 На этом рассказ кончается. Меня, Даниила, охватил великий ужас, я изменился в лице. И я сохранил в сердце всё это.

 

Видения Книги Даниила принадлежат к апокалиптическому роду св. письменности. Образы, символы и аллегории должны означать внутреннюю сущность событий, происходящих во всемирной истории. Она изображена как двусторонний процесс. Приближение Царства Божия связано с возрастанием сил зла.

7.2. Сражение ветров означает тревожные события времени борьбы между империями.

7.3-6. Звери напоминают изваяния ассирийских дворцов и храмов. Согласно общепринятому толкованию, первый зверь — ассиро-вавилонская держава,

второй — персидская,

третий — македонская (время их господства VIII — IV вв. до Р. X.). Четыре крыла барса (леопарда) означают четырех преемников Александра Македонского: Птолемея, Селевка, Филиппа, Антигона [См. блж. Иероним. Толкование на пророка Даниила. Творения. Киев, 1894, ч. 12.].

7.7-8. Четвертое чудовище, не похожее на прочих,— держава Селевкидов, которые владели лишь частью империи Александра. Рога чудовища означают сирийских царей Селевкидов. По словам Иоанна Златоуста, пророк говорит «о нечестивом Антиохе, потому что он есть тот малый рог, который вытеснил три прежних рога»[Свт. Иоанн Златоуст. Обозрение книг Ветхого Завета. Творения, т. 1 — 12. СПб., 1895—1906.]; гонитель веры становится прообразом антихриста (Откр 13).

7.9-10. Ветхий днями — синоним Старца. Этот образ должен символизировать вечность Творца, стоящего над быстротечным тварным миром и историей.

7.11-12. Враг Божий сражен; власть его — власть временная.

7.13-14. Владыка Царства Божия в противоположность чудовищам мировых держав представлен в облике Человека. Это означает, что мессианское Царство будет совершенно иным, нежели царства мира сего. Таким образом, история есть путь человечества через грехи и испытания к вечному Царству Мессии.

7.25. ...до времени и времен и полувремени — три с половиной года.

 

7. Борьба империй (Дан 8)

 

На третий год правления царя Валтасара было мне, Даниилу, ещё одно видение — в дополнение к тому, первому.

2 Привиделось мне, будто я в твердыне города Сузы, что в области Эла́м. Мне привиделось, что я у канала Ула́й. 3 Я взглянул и увидел: стоит на берегу баран, у него два высоких рога, и один рог выше другого, а вырос позже. 4 И я видел, как этот баран бодает запад, север и юг, и ничто живое не может выстоять перед ним, и нет от него спасения; он творит, что хочет, и становится всё сильнее.

5 Я стал раздумывать над этим — и увидел, что с запада, через всю землю, идёт козёл, идёт, не касаясь земли, и у него огромный рог на лбу. 6 Он направляется к барану с двумя рогами, которого я видел стоящим на берегу, бежит на него в сильной ярости — 7 и я увидел, как он, приблизившись, разъяряется ещё больше, бьёт барана и ломает ему оба рога. Не мог баран выстоять перед ним; козел повалил его и топтал — и барану не было спасения. 8 А козел стал очень силен — и тут, когда он сделался могуч, большой рог сломался и вместо него поднялись другие четыре рога, к четырем сторонам света. 9 На одном из них вырос ещё один рог; сперва он был маленький, но затем вырос и простёрся на юг, на восток и к Стране Славы. 10 Он возвысился до воинства небесного, сбросил часть воинства и часть звезд на землю и топтал их. 11 Он возвысился и до Вождя воинства: лишил Его ежедневных жертвоприношений и разорил Его Святилище. 12 И воинство, вслед за ежедневным жертвоприношением, было предано ему на поругание. Он поверг Истину наземь; в деяниях своих он преуспел2.

13 И я слышал, как один святой3 говорит, а другой святой спрашивает говорящего: «Долго ли будет длиться то, что явлено в видении о судьбе ежедневного жертвоприношения, о Святилище, преданном на поругание и разорение, о попранном воинстве?»

14 Тот ответил: «Две тысячи триста вечеров и утр; потом Святилище будет возрождено».

15 Узрев это видение, я, Даниил, пытался понять его смысл — и предстал передо мной некто в образе человека. 16 И я услышал над каналом Улай голос — он воззвал: «Гаврии́л! Объясни ему видение».

17 Тот подошел к месту, где я стоял. Когда он подошел, я в ужасе пал ниц. А он сказал мне: «Знай, о человек: это видение о последних временах».

18 Когда он говорил со мной, я лежал ниц, в забытьи. Он коснулся меня, поставил на ноги 19 и сказал: «Сейчас я поведаю тебе, что будет в конце, в дни гнева, в последние времена.

20 Ты видел барана с двумя рогами — это цари, миди́йский и персидский. 21 А козёл — это царь греческий. Большой рог у него на лбу — это первый царь. 22 Рог сломался, и вместо него поднялись другие четыре рога — это означает, что от этого народа произойдут четыре царства, но не столь сильные, как первый царь.

23 А к концу этих царств, когда нечестие достигнет полной меры, явится царь с дерзким взором, искусный в коварстве. 24 Он будет силён — но не столь силён, как первый царь. Чудовищные опустошения совершит он, в деяниях своих преуспеет, сокрушит и могучих, и народ святых. 25 Хитроумный, он преуспеет в коварстве — и возгордится. Многих сокрушит он нежданно — и восстанет на Владыку Владык. Он будет сражён — но не рукой человека.

26 Это пророчество о вечерах и утрах истинно. Но ты храни видение в тайне; оно — о далёких днях».

27Я, Даниил, был так измучен, что несколько дней пролежал больной. Потом я встал и снова служил царю. Я был в ужасе от этого видения и не понимал его.

 

8.2. Местом, где было видение пророку, названы Сузы, столица персов. Упоминание Валтасара — анахронизм.

8.3-4. Баран означает державу персов, которая завладела многими странами от Малой Азии до Индии (см. 8.20 "цари, миди́йский и персидский").

8.5. Козёл означает греческий мир, а рог — Александра Македонского (см. 8.21). 8.7. В 333 г. Александр нанес решительное поражение персам.

8.8. Александр умер в 323 г., в разгар своей деятельности. Ему наследовали четыре преемника (Диадохи).

8.9. Сирийское царство Селевкидов, которым правил Антиох IV Епифан.

8.10-12. Звездами, вероятно, названы мученики, погибшие при Антиохе Епифане (ср. Дан 12.2-3). Гонения Антиоха означали его посягательство на Самого Бога. Деяния Антиоха — прообраз антихристовых деяний[145]. Вождь воинств — Господь Саваоф (от евр. цава — воинство).

8.14. Период в три с половиной года — время осквернения Храма Божия, в котором Антиох поставил алтарь Зевса (со 167 до 163 г., когда страна освободилась от власти Антиоха).

8.17. Конец времени — конец эпохи бедствий, предшествующей приближению мессианского Царства.

 

 

8. Пророчество о седминах (Дан 9)

 

В первый год правления Да́рия, сына Ахашверо́ша, миди́йца родом, что был поставлен царствовать над халдейским царством, — 2 в первый год его правления я, Даниил, уразумел из Писания, что согласно слову Яхве к пророку Иереми́и, Иерусалим должен быть в запустении семьдесят лет.

3 Я обратился к Богу, Владыке моему; я молился и умолял Его, постился в дерюге и пепле. 4 Я молил Господа, Бога моего, и исповедовался, говоря: «Владыка мой, Боже великий и грозный! Ты хранишь завет верности с теми, кто любит Тебя и соблюдает заповеди Твои, — 5 а мы согрешили, провинились, творили нечестие и мятеж, отвергли заповеди Твои и законы Твои. 6 Не слушали мы слуг Твоих, пророков, когда обращались они от Твоего имени к нашим царям и правителям, к отцам нашим — ко всему народу нашей страны. 7 Прав Ты, Владыка мой, а мы ныне покрыты позором — все жители Иудеи и Иерусалима и весь Изра́иль: все, кто живет вблизи и вдали, во всех странах, куда Ты нас изгнал за нечестие пред Тобой. 8 Господи!10 Позором покрыты мы, и наши цари, и правители, и отцы наши: согрешили мы против Тебя. 9 Пусть Владыка, Бог наш, помилует нас и простит, ибо мы восстали против Него, 10 не слушали Господа, Бога нашего, не соблюдали тех наставлений Его, что Он давал нам через слуг Своих, пророков. 11 Весь Израиль преступил Твой Закон — отвернулся, не желая слушать Тебя. И пали на нас проклятие и приговор, согласно сказанному в Законе Моисе́я, раба Божьего, — ибо согрешили мы пред Богом. 12 Сбылись Его слова о нас и о правителях наших: Он навел на нас великое бедствие — не совершалось еще такого под небесами, что совершилось в Иерусалиме. 13 Пришла к нам беда, о которой говорится в Законе Моисеевом, но не обратились мы с мольбой к Господу, Богу нашему, не отступились от своих грехов, не признали истину Твою. 14 И не замедлил Яхве наслать беду, навел ее на нас. Прав Яхве, Бог наш, во всех делах Своих, а мы не слушались Его.

15 О Владыка, Бог наш, Ты могучей рукой вывел Свой народ из Египта, и славно имя Твое доныне — а мы согрешили и провинились. 16 Владыка мой! Прав Ты — но отврати гнев Свой и ярость от города Твоего Иерусалима, от святой горы Твоей. За наши грехи и за вину отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех окрестных народов. 17 Услышь, о Бог наш, молитву и мольбу раба Твоего — ради Себя Самого, Владыка, озари Своей благосклонностью разоренное Святилище Твое. 18 Прислушайся, Бог мой, — и услышь! Обрати Свой взор — посмотри, как разорен наш город, который именем Твоим осенен! Мы обращаемся к Тебе с мольбой, не на свою праведность надеясь, а на великое милосердие Твое. 19 Владыка, услышь! Владыка, прости! Владыка, внемли! Исполни нашу просьбу, не медли — ради Себя Самого, Бог мой, ибо это Твой город и Твой народ, которые именем Твоим наречены».

20 Так говорил я, молясь и исповедуясь в моем грехе и в грехе всего народа моего, Израиля, и обращаясь к Господу, Богу моему, с мольбой о святой горе Бога моего. 21 И вот, когда я молился, Гавриил — тот, кого я видел в своем первом видении, — прилетел, посланный ко мне, и предстал передо мной. Было это в час вечернего жертвоприношения. 22 Наставляя меня, он сказал: «Даниил! Я пришел, чтобы передать тебе знание. 23 Как только ты начал молиться, было дано повеление, и я пришел возвестить его тебе, избраннику. Пойми повеление и постигни видение: 24 семьдесят седмиц назначено ждать твоему народу и святому Городу, чтобы забыта была непокорность, заглажен грех и искуплена вина, чтобы навеки утвердилась праведность, чтобы положена была печать на видение и пророчество и совершено было помазание святыни святынь.

25 Знай и пойми: от повеления заново отстроить Иерусалим до Владыки–Помазанника пройдет семь седмиц, а потом еще шестьдесят две седмицы — в это время восстановят площадь и городской ров, но это будет година бедствий. 26 Когда минут шестьдесят две седмицы, отторгнут будет Помазанник, и никого у него не останется. И город, и Святилище будут разорены народом грядущего властителя. Гибель же его будет как потоп, и до конца войны суждены бедствия. 27 Он заключит договор со многими на одну седмицу. И на полседмицы отменит он жертвы и приношения, а будет на этом месте мерзость осквернения4 — до тех пор, пока разорителя не постигнет конец, уже предопределенный».

10

На третий год правления Кира, царя персидского, Даниилу (или, как его иначе называли, Белтешаццару) было откровение — истинная весть о великой войне. Даниил постиг это откровение — в видении постиг он его.

 

2 К тому времени я, Даниил, уже три недели пребывал в трауре: 3 изысканных яств не ел, не прикасался к мясу и вину, и маслом я не умащался все эти три недели.

4 А на двадцать четвертый день первого месяца был я у великой реки Тигр. 5 Я взглянул — и увидел: стоит некто, облаченный в льняные одежды, с поясом из чистого золота. 6 Тело его — как хризолит, лицо — как вспышка молнии, глаза — как огни факелов, руки и ноги блестят, как начищенная медь, а голос его — как шум толпы.

7 Только я, Даниил, видел его; а люди, что были со мной, не видели, но их объял такой великий ужас, что они разбежались и попрятались. 8 Я один остался и видел это великое видение. И силы покинули меня, я поник и изнемог. 9 Я услышал его голос — и при звуке этого голоса упал ниц без чувств, лицом в землю. 10 Тут прикоснулась ко мне рука и подняла — стоял я теперь на коленях, руками опираясь о землю.

11 И он сказал мне: «Даниил, избранник! Постигни то, что я скажу тебе. Встань, ибо я послан к тебе». Так говорил он мне, и я встал трепеща.

12 Он сказал мне: «Не бойся, Даниил! Уже с первого дня, как ты стал стремиться к познанию, смиряя себя пред Богом твоим, услышаны были твои слова. Из‑за слов твоих я и пришел.

13 Владыка царства персидского противостоял мне двадцать один день. Был я там лицом к лицу с царями Персии — и Михаил5, один из верховных владык, пришел мне на помощь. 14 И я пришел, чтобы разъяснить тебе, что будет с твоим народом в конце времен; ибо видение — о тех днях».

15 Так говорил он мне, а я не смел оторвать взгляда от земли, лишившись дара речи. 16 Но некто, обликом как человек, коснулся моих губ; тог–да я обрел дар речи и сказал тому, кто стоял передо мной: «Господин мой! Во время видения меня пронзила боль, силы покинули меня. 17 Смогу ли я, раб господина моего, говорить с тобой, господином моим? Я совсем без сил, дыхание мое прерывается».

18 И снова некто, видом как человек, коснулся меня — и вернул мне силы. 19 Он сказал: «Не бойся, избранник! Мир тебе, ободрись, ободрись!» При этих его словах силы вернулись ко мне. Я сказал: «Говори, господин мой! Ты вернул мне силы».

20 И он сказал: «Знаешь ли ты, зачем я к тебе пришел? Сейчас я пойду назад, на битву с владыкой персидским; а как только закончу ее, явится владыка греческий6.

21 Но я возвещу тебе, что написано в Книге Истины7.

Никто не поддерживает меня в битвах с ними — только Михаил, владыка ваш.

11

А я поддержал его и помог ему в первый год правления Дария Мидийского.

2 И теперь я возвещу тебе истину. Явятся в Персии еще три царя, а богаче всех будет четвертый. Богатство сделает его могущественным, и он приведет в движение все — даже царство греческое.

3 Явится могучий царь8, завладеет обширными землями и будет творить, что хочет. 4 Но после того как он явится, развалится его царство, и разделится по четырем сторонам света, и потомству его не достанется, и уже не будет таким, как при нем. Отнято будет его царство и отдано чужим.

5 Войдет в силу царь южный9, но один из его военачальников станет сильнее его и завладеет землями еще более обширными.

6 Пройдут годы — и будет заключен союз. Чтобы скрепить этот союз, дочь царя южного пойдет за царя северного. Но она не удержит власть, да и сам он не выстоит: наступит время — устранена будет и она, и спутники ее, и дитя ее, и тот, кто ее поддерживал.

7 Один из побегов от ее корня вступит на престол. Он пойдет против войска царя северного и войдет в его твердыню — нападет на них и одержит победу. 8 И богов их, и литые статуи, и драгоценную утварь — серебряную и золотую — он захватит и увезет в Египет. После этого он несколько лет не будет тревожить царя северного. 9 Затем тот вторгнется в царство южного царя, но отступит в свою страну.

10 А сыновья его начнут войну и соберут великое войско. Оно нахлынет, как потоп, продвинется вперед и достигнет вражеской твердыни. 11 Царь южный придет в ярость и выступит на битву с царем северным. Тот соберет великие полчища, но они будут отданы в руки противника. 12 Когда сгинут эти полчища, царь южный возгордится. Десятки тысяч воинов повергнет он, но не добьется победы. 13 Царь северный соберет новое полчище, еще больше прежнего. Пройдут годы — и он снова нагрянет, с войском большим и хорошо снаряженным.

14 В те времена многие восстанут против царя южного. Мятежники из твоего народа тоже поднимутся, во исполнение видения, — и потерпят неудачу.

15 Придет царь северный, возведет осадную насыпь и захватит укрепленный город; не устоят силы Юга, даже отборные войска не смогут выстоять. 16 А пришедший будет творить, что захочет, и никто не выстоит перед ним; он утвердится в Стране Славы, и вся она окажется в его власти. 17 Он задумает стать властелином всего царства, заключит союз со своим врагом и отдаст ему дочь в жены, чтобы погубить его, — но это не выйдет, не удастся. 18 Тогда он направится в приморские области и многие из них захватит, но вождь положит конец его дерзости — а он не сможет отплатить дерзостью. 19 Направится он назад, к твердыням своей страны, но потерпит поражение, падет и сгинет без следа.

20 Другой взойдет на престол и вышлет сборщика податей, чтобы обобрать красу царства. Пройдет немного времени — и он будет сокрушен, но не открыто и не в бою.

21 Другой взойдет на престол — презренный; не будет ему дано величие царское. Он придет нежданно и захватит царство хитростью. 22 Войска будут сметены перед ним и сокрушены, словно потопом, вместе с вождем Завета. 23 Заключив союз, он совершит вероломство. Мало будет у него людей, но он наберет силу. 24 Нежданно придет он в самые изобильные края и станет творить то, чего не творили ни отцы его, ни отцы отцов его. Он будет делить добычу, поживу, богатства, станет вынашивать планы против твердынь — до времени.

25 Всю свою силу и пыл обратит он против царя южного, пойдет на него с великим войском. Царь южный с великим, очень сильным войском выйдет на бой, но не выстоит: против него составят заговор. 26 Погубят его те, кто ел за его столом; войско его будет сметено, как потопом, и многие падут в бою. 27 Два царя, замышляя недоброе, сойдутся за одним столом и будут лгать друг другу, но ничего у них не выйдет, ибо час конца еще не пришел. 28 Царь направится домой с богатой добычей, и задумает посягнуть на Святой Завет, и станет действовать. Потом он вернется в свою страну.

29 В назначенное время он снова пойдет на юг, но такого, как прежде, уже не будет. 30 Придут туда корабли китте́ев, он испугается и отступит.

Он воспылает гневом на Святой Завет и станет действовать. Возвращаясь, он сговорится с теми, кто отступил от Святого Завета. 31 Явятся от него полчища и осквернят твердыню Святилища, отменят ежедневное жертвоприношение и установят там мерзость осквернения. 32 Тех, кто предал Завет, он соблазнит лестью. Но те, кто помнит Бога своего, будут сильны и станут действовать. 33 Мудрые будут учить народ и на время станут жертвами гонений — меча и огня, плена и грабежа. 34 При этом получат они небольшую помощь, и многие примкнут к ним, но неискренне. 35 И некоторые из мудрых будут жертвами гонений, проходя через испытания, очищаясь и убеляясь, до последних времен, ибо час конца еще не пришел.

36 А царь будет творить, что захочет. Он возгордится, и поставит себя выше всех богов, и против Бога богов станет говорить неслыханное. Он будет преуспевать, пока не завершатся дни Гнева; ибо что предначертано, тому и быть. 37 Он не обратится ни к богам отцов своих, ни к Любимцу женщин, ни к какому иному богу, ибо превознесется над всеми. 38 Вместо них он воздаст почести богу твердынь — богу, которого не знали его отцы, воздаст он почести золотом, серебром, драгоценными камнями и богатыми подношениями. 39 С помощью чужого бога он расправится с крепкими твердынями, а тем, кто его признал, воздаст великие почести, поставит их властвовать над многими и будет раздавать им земли в награду.

40 Настанут последние времена — и царь южный пойдет на него войной. Но как буря обрушится на него царь северный, с боевыми колесницами, с конницей и множеством судов. Он пройдет по разным странам, словно потоп, 41 и придет в Страну Славы, и десятки тысяч станут его жертвами. Но избегнут его руки Эдо́м, Моа́в и большая часть аммонитя́н. 42 Он распространит свою власть на другие страны, и даже Египет не избежит этой участи. 43 Он захватит сокровища — золото и серебро, и все богатства Египта; народы Ливии и Ку́ша будут у его ног.

44 Устрашат его вести с востока и с севера, и он направится туда в великой ярости, неся разрушение и гибель многим. 45 Он раскинет свои царские шатры между морем и горой Святой Славы.

Но придет ему конец, и никто ему не поможет.

12

Тогда явится Михаил, великий владыка, защитник твоего народа, ибо настанет время бедствий, какого доселе не знал ни один народ. Тогда спасется народ твой — все, кто окажется записан в Книгу.

 

2 И из тех, кто спит

во прахе земном,

многие пробудятся:

одни для жизни вечной,

другие на позор и вечный стыд.

3 Мудрые засияют —

как заря небесная,

и наставники многих —

как звезды,

навсегда, навеки!

 

4 А ты, Даниил, сохрани эти слова в тайне и запечатай книгу — до последних времен, когда многие будут блуждать и умножится зло».

 

5 И я, Даниил, увидел: стоят еще двое — один на том берегу реки, другой на этом. 6 И один из них спрашивает у облаченного в льняные одежды, стоящего за рекой: «Когда же это неслыханное кончится?»

7 И я услышал ответ облаченного в льняные одежды, стоящего за рекой. Воздев обе руки к небесам, он поклялся Живущим Вовеки: все окончится через срок, два срока и полсрока, когда сила народа святыни больше не будет сокрушена.

8 Я слушал, но не понимал. И я спросил: «Господин мой, а чем все это кончится?»

9 Он ответил: «Иди, Даниил! Это скрыто и запечатано до последних времен. 10 Многие очистятся, убелятся и пройдут через испытания, нечестивые же будут творить нечестие. И нечестивые не уразумеют ничего, а уразумеют мудрые.

11 С того времени, как отменено будет ежедневное жертвоприношение и установлена мерзость осквернения, пройдет тысяча двести девяносто дней. 12 Блажен, кто будет ждать и сумеет прождать тысячу триста тридцать пять дней.

13 А ты иди своим путем, до конца. И обретешь покой, но после встанешь, чтобы получить то, что тебе суждено, в конце времен».


1 7:3–12  Комментариии Лопухина под 4-м зверем разумеют Рим (в отличии от прот. А.Меня, говорящего о "державe Селевкидов" (прим. didahe)

2 8:3–12 В отличие от второй и седьмой глав, в восьмой главе Даниила отсутствует изображение вавилонского царства. Мидийское и персидское царства представлены одним животным — бараном: два его рога изображают Мидию и Персию. Козел олицетворяет державу Александра Македонского и его преемников.

3 Здесь святой — ангел.

4мерзость осквернения… — Речь идет об осквернении Храма в 167 г. до н. э.: Антиох IV Эпифан из династии Селевкидов переделал его в храм Зевса Олимпийского.

5 Михаил — один из верховных ангелов в книге Даниила, Новом Завете и в ряде апокрифов. Согласно 10:21, Михаил — небесный покровитель Израиля.

6 10:13–20 Здесь отражено представление о том, что у земных народов есть свои небесные покровители (владыка царства персидского, владыка греческий), а земные войны суть отражение битв между небесными силами.

7К нига Истины — т. е. книга, где записаны судьбы мира.

8могучий царь… — Александр Македонский (336–323 гг. до н. э.).

9 11:5–45 Под царями южными подразумеваются египетские цари династии Лагидов (Птолемеев), а под царями северными — цари династии Селевкидов, владевшие Передней Азией.

10  Здесь:  Адонай -  Господь, (Владыка, ) LXX: kirios

11  Тьма - 10 000

Книга пророка Даниила

 

Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании