"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 23.11.2017, 21:43
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
духовное [0]
фото [0]
новое на сайте [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск
Случайное фото из альбома

Поделиться этой страницей:

 

Святитель Филарет Московский

Пространный Православный Катeхизис

 

О первом члене Символа веры

 

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Я верую в Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

 

Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово откровения Его о спасении рода человеческого.

Из Священного Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Апостол Павел пишет: «Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11.6). Апостол действие веры в христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: «Да даст вам, по Богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3.16–17).

Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.

Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол Павел свидетельствует, что исповедание веры нужно для спасения: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10.10).

Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.

В Символе веры не сказано «верую в Бога», но с прибавлением «во единаго Бога» – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много.

Сами слова учения Священного Писания о единстве Божием внесены в Символ веры из следующего изречения апостола Павла: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8.4–6).

Само существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов.

Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано, что Бог «обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6.16).

Следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из откровения Божия: Бог есть дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

Все это можно видеть из Священного Писания. Сам Господь Иисус Христос сказал, что «Бог есть дух» (Ин. 4.24). О вечности Божией говорит пророк Давид: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс. 89.3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4.8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено «по повелению Вечного Бога» (Рим. 14.25).

О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19.17). Апостол Иоанн говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4.16). Пророк Давид воспевает: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144.8–9).

О всеведении Божием апостол Иоанн говорит: «Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3.20). Апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11.33).

О правосудии Божием пророк Давид поет: «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс. 10.7). Апостол Павел говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2.6) и что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2.11).

О всемогуществе Божием Псалмопевец говорит: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс. 32.9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1.37).

Вездесущие Божие Давид изображает так: «Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюся на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138.7–12).

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1.17).

Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17.25). Он же именует Бога: «Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6.15).

Бог есть дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные члены, например сердце, очи, уши, руки. Священное Писание приспосабливается в этом к обычному человеческому языку, а понимать это надо в духовном и высшем смысле, например, сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки – всемогущество.

Бог везде, но говорят, что Бог на небесах или во храме. Да, Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; и в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.

Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18.20).

Слова Символа «Верую во Единаго Бога Отца» нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная.

О Святой Троице говорится в Священном Писании. Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28.19); «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5.7).

О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например, «словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32.6). «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6.3).

Бог есть един в Трех Лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия: «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2.11).

Между Лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы, – совершенно равного божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, но притом так, что в Трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.

Бог называется «Вседержителем» потому, что Он все что ни есть содержит в Своей силе и в Своей воле.

Слова Символа веры «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» говорят о том, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.

Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1.1). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1.16).

В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат ангелы.

Ангелы – духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом.

Слово «ангел» означает «вестник».

Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, архангел Гавриил послан был возвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.

Невидимое сотворено прежде видимого, и ангелы – прежде людей (Православное исповедание, 1.18).

Свидетельство об этом можно найти в Священном Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов. 38.6–7).

Название «ангел-хранитель» взято из следующих слов Священного Писания: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90.11).

Для каждого из нас есть ангелы-хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18.10).

Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами (или бесами).

Они сотворены добрыми. А злыми стали потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и, таким образом, отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище (Иуд. 1.6).

Слово «диавол» значит «клеветник» или «обольститель».

Злые ангелы называются диаволами, то есть клеветниками, или обольстителями, потому что стараются проявлять коварство в отношении людей и, обольщая их, внушать им ложные мысли и злые желания.

Об этом Иисус Христос неверующим (в Него как Сына Божия) иудеям говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8.44).

Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что вначале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста. Затем Бог постепенно сотворил следующее: в первый день бытия мира – свет; во второй день – твердь, или видимое небо; в третий – вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый – солнце, луну и звезды; в пятый – рыб и птиц; в шестой – животных четвероногих, живущих на суше, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. Поэтому седьмой день назван «субботой», что в переводе с еврейского языка означает «покой» (Быт. 2.2).

Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении все было «хорошо весьма» (Быт. 1.31), то есть чисто, прекрасно и безвредно.

Известны особенности сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему» (Быт. 1.26). И сотворил Бог тело первого человека – Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую женщину – Еву (Быт. 2.21–22).

Образ Божий состоит, по объяснению апостола Павла, «в праведности и святости истины» (Еф. 4.24).

Дыхание жизни – это душа, существо духовное и бессмертное.

Слово «рай» означает «сад». Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия, как подобное саду.

Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души – духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей (Св. Григорий Богослов, Слова, 38 и 42; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2.12).

Древо жизни – это такое древо, питаясь плодами которого человек был безболезнен и бессмертен телом.

Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом, и чтобы поэтому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.

Бог сотворил человека с таким назначением, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и через это вечно блаженствовал.

Изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству имеет в учении веры особое наименование – предопределение Божие.

Предопределение Божие о блаженстве человека остается неизменным даже тогда, когда мы видим, что ныне человек не блаженствует. Это потому, что Бог, по предведению и по бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству через Единородного Сына Своего Иисуса Христа. «Избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1.4), – говорит апостол Павел.

Предопределение Божие по отношению к людям вообще и к каждому человеку порознь нужно понимать так. Бог предопределил всем людям даровать, и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства, а тех, кто даруемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет дарованные Им спасительные средства и идет показанным Им путем спасения, собственно предопределил к блаженству.

Слово Божие говорит об этом так: «Кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим. 8.29).

В «Послании» восточных патриархов 1723 года об этом сказано: «Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил» (Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере, 3).

Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим.

Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы Своих творений, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а зло, возникающее через удаление от добра, пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

О промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6.26). В этом изречении виден как общий Промысел Божий о тварях, так и особый – о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке.

Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании