"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Понедельник, 20.11.2017, 10:44
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
духовное [0]
фото [0]
новое на сайте [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск
Случайное фото из альбома

Поделиться этой страницей:

Библия > Как читать Библию

III. ИСАЙЯ — ПРОРОК СВЯТОСТИ И СПАСЕНИЯ

 

 

Амос был человеком из народа, Осия происходил, вероятно, из левитов. Исайя [Память пророка Исайи Церковь празднует 9/22 мая]  же выходец из аристократической иудейской семьи. Он родился в Иерусалиме ок. 765 г. и был призван на служение в 742 г. Жена его также была пророчицей (8.3). Двум своим сыновьям Исайя дал символические имена: Ше–ар–яшув и Магер–шалал–хаш–баз[68].

Книга пророка Исайи, согласно заключению, к которому пришла библейская наука, не является произведением одного автора. В ней собраны писания как самого Исайи, так и пророков его школы, существовавшей вплоть до IV в. до Р. Х. (следует помнить, что боговдохновенность какой–либо книги Библии не зависит от того, сколько авторов участвовало в ее написании).

Первая часть сборника (гл. 1–39) состоит из отдельных речей (преимущественно самого Исайи), скомпонованных не в хронологическом, а в тематическом порядке.

Вторая часть книги (гл. 40–66) относится ко времени Плена и после Плена (VI в.). См. ниже, разделы VII, VIII.

Богословие пророка Исайи может быть охарактеризовано следующими чертами:

а) Бог «свят», т. е. несоизмерим ни с какой тварью. Он требует и от людей святости, но в отношении к ним она есть посвящение себя Богу и всецелая преданность Ему;

б) Бог — Владыка истории. Он направляет все мировые события так, чтобы они служили Его замыслам. Он единственный истинный Царь Израиля;

в) вера делает человека соучастником замыслов Божиих;

г) в то же время вера должна проявляться в нравственной жизни человека как служение добру. Без этого внешняя набожность бессмысленна и оскорбляет Бога;

д) Исайя — один из первых среди пророков, кто ясно говорит о Мессии как о Личности. Он предрекает упадок дома Давидова, из которого тем не менее впоследствии произойдет Помазанник Ягве. Царство Мессии — это возвращение Едема;

е) из грешного народа Ягве выделяет для Себя Остаток (евр. шеар). «Остаток» — это те, кто останется верным Богу. Они образуют ядро народа Божия. В Новом Завете к «Остатку» будет принадлежать тот Израиль, который примет Господа (см. Рим 11.J–5);

ж) залогом сохранения «Остатка» Исайя считал неприкосновенность Иерусалима. Сколь бы ни были велики грехи народа, Бог не изменит Своему слову и через покаяние приведет избранных к Себе (ср. Рим 11.25–27).

Таким образом, одной из центральных тем Книги Исайи являются спасение и пути, которыми оно совершается.

 

1. Призвание Исайи (Ис 6)

 

В год смерти царя Ози́и я видел Господа5 — Он сидел на высоком, вознесённом престоле. Края Его одежд распростёрлись по всему Храму. 2 Возле Него парили серафимы, у которых было по шесть крыльев: двумя каждый прикрывал лицо, двумя — ноги, а на двух крыльях летал. 3 И взывали они друг к другу, возглашая:

«Свят, свят, свят

Яхве Саваоф6!

Вся земля полна славы Его!»

 

4 От их голоса сотрясались основания врат. Храм был полон дыма.

5 И я сказал:

«Горе мне, я погиб!

Ведь я человек

с нечистыми устами,

живу средь народа,

чьи уста нечисты.

И я вижу Царя, Яхве Воинств!»

 

6 Один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь, он взял его с жертвенника. 7 Он прикоснулся этим углем к моим устам и сказал:

«Это прикосновение снимает  твою вину,

прощён твой грех».

 

8 И услышал я голос Господа5*:

«Кого Мне отправить? Кто будет Нашим посланцем?»

Я сказал: «Вот я, отправь меня!»

 

9 Тогда Он произнес: «Иди и скажи этому народу:

„Слушайте, слушайте —

и не понимайте!

Глядите, глядите —

и не разумейте!"

10 Помрачи ум этого народа,

сделай этих людей глухими,

сделай незрячими —

пусть глаза их не видят,

пусть не слышат уши,

пусть ум не разумеет,

чтобы они не свернули

с дурного пути,

не исцелились».

 

11Я спросил: «Надолго ли это, Господи5*

 

Он ответил:

«Пока города не останутся без жителей,

пока не станут дома безлюдны,

а земля не придёт в запустение.

 

12 Яхве изгонит людей,

и великое опустошенье

воцарится на этой земле.

13 Если останется на земле

хоть десятая часть народа,

снова нагрянет разорение!

 

От дуба, от могучего дерева,

когда повалят его,

остается обрубленный ствол.

А ствол этой страны —

семя святое».

 

6.1. 742 г. до Р. Х. — год смерти Озии. Из текста явствует, что Исайя имел видение в Храме и оно подвигло его на пророческое служение. Трон Божий означает, что один Ягве есть истинный Царь Израиля и мира (ср. Откр 4.3–11).

6.2. Серафим — мн. ч. от евр. сараф, что значит «жгучий, пламенный». Это слово только еще один раз встречается в Ветхом Завете, когда говорится о жалящих змеях (евр. ха–нахашим ха–серафим), которые напали на Израиль в пустыне (Числ 21.б). Несомненно, что «серафимы» Исайи — это олицетворение Небесных сил, предстоящих престолу Божию, подобно херувимам у Иезекииля (гл. 1). Что касается крыльев серафимов, то блж. Иероним видит здесь метафорическое выражение, означающее молниеносную быстроту движения  [Блж. Иероним. Толкование на пророка Исайю, кн. III].

6.3. Свят означает, что Бог бесконечно совершенен и по существу Своему стоит превыше всякой твари. Слава (евр. кавод) — это сила Господня, действующая во Вселенной, образ Богоявления (ср. Исх 24.17, Пс 18.2). Во время видения Исайя слышал и видел духовным взором и духовным слухом. «Слышит Исайя глас Господа, хотя ничто не ударяло в телесный слух… ибо в уме тех, у кого он не развлечен и чист, какою–то неизреченною силою составляются образы, как будто они слышат в себе изглашаемое слово Божие, хотя ни воздух не передает, ни слух не принимает сих образов»  [Св. Василий Великий. Толкование на пророка Исайю, VI].

6.5–7. Очистительное действие серафима показывает, что грешный человек действительно не способен созерцать Бога (эта глава Исайи положена А. С. Пушкиным в основу стихотворения «Пророк»).

6.8 Готовность пророка к служению. Здесь можно видеть характерную черту библейского Откровения. Мистик, созерцая видение, не растворяется в экстазе, его самосознание остается ясным.

6.13. Залог надежды изображен аллегорически. Как срубленное дерево может не погибнуть, но сохранить в корнях силу жизни для новых побегов, так и Израиль не будет истреблен окончательно и возродится.

 

2. Иудея в эпоху Исайи (2 Пар 27)

 

Когда Иофам стал царем, ему было двадцать пять лет. Он царствовал в Иерусалиме шестнадцать лет. Его мать — Иеруша́, дочь Цадо́ка. 2 Его деяния были угодны Яхве, он во всем поступал так же, как его отец Озия, но, в отличие от отца, он не входил в Храм Яхве. А народ по–прежнему был порочен.

 

3 Иофам построил Верхние ворота Храма Яхве и возвел много построек при городской стене на холме Офел. 4 Также он построил в горах Иудеи города, а в лесах — крепости и башни. 5 Он воевал с царем аммонитян и подчинил его. Аммонитяне в тот год принесли ему дань: сто талантов серебра, десять тысяч ко́ров пшеницы и десять тысяч ко́ров ячменя. Такую же дань аммонитяне принесли ему на второй и на третий год. 6 Иофам был силен, потому что прямым был его путь перед Яхве, его Богом.

 

7 Прочее об Иофаме, о всех его войнах и деяниях, написано в Книге царей Израиля и Иудеи. 8 Когда Иофам стал царем, ему было двадцать пять лет. Он царствовал в Иерусалиме шестнадцать лет. 9 И упокоился Иофам — был похоронен рядом с предками в Городе Давидовом. Царем после него стал его сын Аха́з.

 

3. Песнь о винограднике (Ис 5.1–7)

 

Я спою о моём Друге —

это песня о Друге и винограднике его.

У Друга моего виноградник3 есть

на плодородном холме.

2 Он оградой его обнес, от камней очищал,

посадил в нём красный виноград,

сторожевую башню воздвиг, давильню построил.

Надеялся собрать гроздья,

но ягоды — кислы!

3 «Вот, жители Иерусалима,

обитатели Иудеи,

рассудите Меня

с виноградником Моим!

4 Что можно для виноградника сделать,

чего бы не сделал Я?

Я надеялся собрать гроздья —

почему же ягоды кислы?

5 Вот, Я расскажу вам,

что Я сделаю

с виноградником Своим!

Я лишу его ограды —

пусть оберут его дочиста;

стену разрушу —

пусть вытопчут его.

6 Я отдам его на разоренье —

пусть, не подрезан и не прополот,

зарастет он

колючим терном.

А облакам прикажу

не лить на него дождь».

7 Виноградник Яхве Воинств —

это народ Израиля;

обитатели Иудеи — лоза,  дорогая Ему!

Он надеялся увидеть правосудие,

а нашёл беззаконие,

надеялся праведность увидеть,

а слышит жалобы и вопли!

 

Песнь о винограднике полагает начало библейским притчам о винограднике как о народе Божием. Образ виноградника часто встречается в притчах и беседах Иисуса Христа (Мф 21.33–34; Ин 15.J–2). Песнь относится к раннему периоду служения пророка.

 

4. Бог низвергает величие царства (Ис 2.5–22)

 

5 Род Иакова! Придите — будем

ходить в свете Господнем!

 

6…Ты оставил народ Свой,

сынов Иакова.

Много у них людей с Востока,

гадатели у них —

как у филисти́млян,

чужаков — не счесть!

7 Земля этого народа полна серебра и золота,

бесчисленны сокровища его!

Земля его полна лошадей,

бесчисленны боевые колесницы!

8 Идолов полна его земля:

эти люди поклоняются собственным поделкам,

тому, что сделали своими руками!

 

9 Пали, унижены люди,

и Ты не простишь их!

 

10…Укройся в скале,

спрячься в земле

из страха пред Яхве,

из‑за блеска и величия Его!

11 Потупятся надменные взоры,

склонится гордость людская,

лишь Яхве будет высок

в тот день.

 

12 Это день Яхве Воинств —

против всего гордого и вознесшегося,

и высокого, и низкого!

 

13 Против ливанских кедров,

высоких и гордых,

и баша́нских дубов!

14 Против больших гор

и крутых холмов,

15 против любой высокой башни

и укрепленной стены,

16 против тарши́шских кораблей,

кораблей с драгоценным товаром!

17 И падет величие человека,

покорится гордость людская.

Лишь Яхве будет высок в тот день,

18 а идолы сгинут бесследно!

 

19 Люди укроются в скалах,

уйдут в норы, под землю,

из страха пред Яхве,

из‑за блеска и величия Его.

Поднимется Он —

ужаснётся земля!

 

20 В тот день возьмёт человек

золотых и серебряных идолов,

которых сделал,

чтоб им поклоняться,

и швырнет их кротам

и летучим мышам,

21 и укроется в расщелинах скал,

будет прятаться

в трещинах утесов

из страха пред Яхве,

из‑за блеска и величия Его.

Поднимется Он —

ужаснется земля!

 

22 Перестаньте надеяться на людей,

на тех, чья жизнь — в дыхании,

ибо что они такое?

 

Отрывок относится к первому периоду служения пророка. Он предрекает близкий суд над Иудеей, которая, будучи ослеплена гордыней, погрязла в идолослужении и неправде.

2.12. День Господа Саваофа — Судный день. В Библии это слово впервые встречается у Амоса (5.18–20). На языке близоруких патриотов День Господень означал победу Израиля над врагами. Но пророки — Амос, Исайя,  Софония,  Иоиль — показывают, что Судный день будет днем возмездия,  когда смирится человеческая гордыня.

 

 

5. Бог — избавитель униженных и угнетённых. Угроза нашествия (Ис 5.8–30; 10.1–4)

5

8 Горе тем, кто приобретает дом

за домом, поле за полем!

Уже и места не осталось!

Что, лишь вам дано

жить на земле?

9 Я слышал, как Яхве Воинств

[сказал4]:

«Домов много, но они придут в запустение!

Большие, прекрасные дома

станут безлюдны.

10 Виноградник в десять це́медов

даст только бат вина,

а хо́мер посеянного зерна

принесет не больше эфы́».

 

11 Горе тем, кто с утра пораньше

ищет, чего бы выпить,

и просиживает допоздна,

разжигая себя вином!

12 Лиры и арфы, бубны и флейты!

Льется вино на этих пирах!

А на дела Яхве не смотрят они —

на то, что Он совершает, не глядят.

 

13 И вот, за свое неразумье

в изгнанье идёт народ мой!

Страдает от голода знать,

простой люд измучен жаждой.

14 И вот разверзся Шео́л,

широко распахнул свою пасть:

туда сойдут и вельможи,

и люд простой,

все, кто шумел и ликовал.

 

15 Пали, унижены люди,

потупили взор гордецы.

16 Яхве Воинств

справедливостью Своей возвеличен!

Святой Бог Своим правосудием показал, что Он свят.

 

17… Здесь, словно на пастбище,

будут пастись овцы;

ягнята будут пищу искать

на разорённой земле.

 

18 Горе тем, кто на веревках лжи

тащит за собою зло,

впрягшись в грех, как в телегу!

19 Они говорят: «Ну же,

пусть дела Его

станут видны побыстрее,

мы хотим на них посмотреть!

Пусть же придёт и свершится то,

что предрёк Святой [Бог] Израиля,

вот тогда мы убедимся!»

 

20 Горе тем, кто зовёт зло добром,

а добро называет злом,

свет подменяет тьмою,

а тьму — светом,

сладость подменяет горечью,

а горечь — сладостью!

 

21 Горе тем, кто мудр

в собственных глазах,

кто сам считает себя мудрецом!

 

22 Горе тем, кто богатырь —

как пить вино,

и герой — как пить брагу

с приправами!

 

23 За взятку оправдывают злодея,

а кто прав, тот уходит ни с чем!

 

24 Поэтому, как пламя

сжигает солому 7,

как горит в огне сухая трава,

так обратится их корень в гниль,

а цветы их, как пыль, улетят.

Ведь они отвергали

Закон Яхве Воинств,

они пренебрегали словами

Святого Бога Израиля!

 

25 И разгневался Яхве

на Свой народ,

простер руку — нанёс удар!

Содрогнулись горы,

и трупы лежат

на улицах, словно отбросы.

Но и на этом не утих Его гнев,

рука Его ещё простерта!

 

26 Поднимет Он знамя,

призывая далёкий народ,

свистнет, призывая тех,

кто живёт на краю земли,

и они примчатся быстро, легко!

27 Ни один из них не устанет, не споткнётся,

никто не уснёт, не задремлет;

ни у кого не ослабнет повязка на бёдрах,

не лопнут ремни на сандалиях.

28 Их стрелы остры, натянуты луки,

копыта коней кремню подобны,

колёса — словно вихрь.

29 Раздаётся их львиный рык,

рычанье молодых львов;

с рёвом добычу схватив,

уносят — никто не спасёт!

30 Их рёв над добычей в тот день

будет как рёв морей.

 

Взглянув на землю,

увидишь тьму и скорбь,

и тучи закроют свет.

10

Горе тем, кто злые законы издаёт,

тем, чьи указы страданье несут!

2 Лишают бедняков правосудия,

отказывают в справедливости обездоленным сынам народа Моего!

Отбирают добро у вдов, грабят сирот!

3 Что вы будете делать в тот день,

когда кара на вас падёт,

когда буря прилетит издалека?

К кому за помощью побежите,

где спрячете свои богатства?

4 На колени станете, пленные,

или падёте, мёртвые!

Но и на этом не утих Его гнев,

рука Его ещё простёрта.

 

Культу силы библейские пророки противопоставляют величие духа «бедных» и «кротких», которые находятся под особым покровительством Божиим. Эта мысль выражена в псалмах школы Исайи (Пс 24; 26)

5.26–30. Пророк изображает непобедимое войско ассирийцев, в ту эпоху стремившихся к господству над всем Востоком. О том, что Ассирия станет орудием Небесного гнева, пророк говорит во многих местах книги.

Также о пророке Исайте читаем здесь

1Этот стих — обращение к Иерусалиму.

2кто записан в число живых. — Ср. упоминание о «списке живых» в Пс 68:29; быть вычеркнутым из этой Книги означает умереть или, по крайней мере, лишиться благ, обещанных израильскому народу.

3 В синодальном переводе

 

1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучнённой горы,

2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,

6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль.

 

4   В переводе РБО-2011 поставлено "поклялся".  И "сказал" и "поклялся"  добавлено переводчиками. А евр. оригинале слова нет. Не ясна логика переводчика, поставившего последний вариант.  У нас в тексте вариант син. - "сказал".  (прим. didahe)

5 Здесь в оригинале: Адонай - Господин, Владыка

6 Яхве Саваоф – Ягве Сил, Ягве Воинств (небесных)

7  В пер. РБО-2011 стоит слово "стерня" ( "жнивьё, остатки (нижняя часть) стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая"), непонятное современному городскому человеку. Мы ставим взятое из син. пер. "солома". (прим. didahe)

 

Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании