"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Суббота, 20.04.2024, 16:24
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Библия > Как читать Библию

5. Братоубийство (Быт 4.1–16)

 

Адам познал свою жену, Еву, и она забеременела. Она родила сына, Ка́ина1, и сказала: «Человека обрела я с помощью Господней!» 2 Потом она родила Авеля, брата Каина.

Авель пас овец, а Каин возделывал землю.

3 Через какое–то время Каин принёс в дар Господу плоды земли, 4 а Авель — жир ягнят из первого приплода. 5 Дар Авеля был угоден Господу, а дар Каина неугоден. Гнев омрачил лицо Каина.

6 «Отчего ты разгневался? — спросил Яхве у Каина. — Отчего омрачилось твоё лицо? 7 Если делаешь добро — подними голову. А если нет, то у порога грех таится. Он тебя вожделеет, ты будешь владыкой его».

8 Каин сказал своему брату Авелю: «Выйдем в поле». В поле Каин бросился на Авеля и убил его.

9 «Где твой брат Авель?» — спросил Яхве.

Каин ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?»

10 «Что ты наделал? — сказал Яхве. — Кровь твоего брата, пролившаяся на землю, взывает ко Мне. 11 Ты проклят землей, которую ты напоил кровью брата, 12 и впредь, сколько бы ты ни возделывал эту землю, она уже не даст тебе своей силы. Отныне ты изгнанник и скиталец».

13 «Эта кара тяжела, — сказал Каин, — мне не вынести. 14 Ты меня гонишь с земли, скроюсь я от Тебя. Изгнанник я и скиталец — любой меня может убить».

15 Но Яхве сказал: «Кто убьет Каина, тому будет отомщено семикратно».

И Яхве отметил Каина особым знаком, чтобы встречные не смели его убить.

16 Каин ушел от Господа прочь и поселился в стране Нод, к востоку от Эдема.

 

4.1. Выражение приобрела человека означает «приобрела мужа». Согласно понятию древних, брак окончательно скрепляется лишь рождением сына.

4.4. Предпочтение, оказанное Авелю перед Каином, связано, очевидно, с внутренними мотивами их жертв. См.

"Благодаря вере А́вель принёс Богу лучшую жертву, чем Ка́ин. За эту его веру Бог принял его дары и тем засвидетельствовал его праведность; и хотя Авель умер, он благодаря своей вере продолжает говорить." (Евр 11.4).

Это первое в Библии указание на то, что богопочитание без очищения сердца — ничто (ср. Ис 1.11–17). Каин хочет как бы силой вырвать небесное благословение, устраняя соперника. Он не внемлет предупреждению Божию и, убив брата, пытается скрыть от Бога своё преступление (черта, характерная для грубо-языческого, конкретного отношения к Творцу и Его дарам).

4.7. Евр. слово хатат (женского рода) означает грех. Выражения, употребляемые по отношению к нему, позволили некоторым толкователям видеть здесь указание на демоническое существо, искусителя. Другие на том основании, что слово хатат иногда обозначает искупительную жертву (Лев 4.25), полагают, что в данном случае речь идет о жертве Авеля, которая уже лежит «у входа» (т. е. у врат Едема). Заключительную же фразу стиха в этом случае переводят так: «Но он (брат твой) будет стремиться к тебе, и ты будешь господствовать над ним».

4.8. И сказал…, т. е., вероятно, «рассказал» Авелю о том, что говорил Господь. Авель становится прообразом страждущего праведника (Мф 23. 35). Это одна из главных черт трагической истории падшего человека: праведник в этой жизни почти неизбежно испытывает на себе силу зла.

4.11. Бог отказывается от немедленного возмездия «кровь за кровь». Это значит, что воздержание от зла должно совершиться свободно, а не из страха кары. Однако изгнанный от лица Божия (земля Нод от евр. корня надад — скитаться) первобытный человек вынужден искать внешней охраны от посягательств других людей. Этой охраной становится кровная месть — закон сынов пустыни, считавших себя потомками Каина (Числ 24.21–22).

4.15. Некоторые толкователи полагают, что «знамение» Каина — это знак принадлежности к племени, в котором практиковалась кровная месть. Таким образом, уже не повиновение воле Бога охраняет человека от врагов, а страх управляет поведением человека.

Послание к евреям 11 (НЗ)

4 Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

 

1-ое послание Иоанна 3:11-12 (НЗ)

 

11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

6. Каиниты (Быт 4.17–24)

17 Каин познал свою жену и она забеременела. Она родила сына — Еноха. Каин в ту пору строил город и назвал его Енох, по имени сына.18 У Еноха родился сын Ира́д, у Ирада — Мехияэ́л, у Мехияэла — Метушаэ́л, у Метуша–эла — Ла́мех. 19Ламех взял себе двух жен: одну звали Ада́, а другую Цилла́. 20 У Ады родился сын Ява́л, и от него произошли те, кто живет в шатрах и пасет скот, 21 а от его брата Юва́ла — все, кто играет на лире и свирели. 22 У Циллы родился сын Тува́л–Ка́ин — кузнец, от которого произошли все, кто кует медь и железо. Сестрой Тувал–Каина была Наама́.

 

23Ламех сказал своим женам: «Слушайте меня, Ада и Цилла! Слушайте, жены, что я скажу! Если ранит меня мужчина — убью! И если мальчишка ударит — убью! 24 За Каина будет отомщено семикратно, а за Ламеха — семьдесят раз и семикратно!»

 

4.17. То, что зачатки цивилизации создают потомки Каина, указывает на отравление ее темными стихиями.

4.23. Песнь Ламеха: В язву мне — по–видимому, означает: «в отмщение за рану, мне нанесенную». Зло и жестокость возрастают среди людей; закон кровной мести удваивает свою силу. Противовесом этому закону станет в Новом Завете закон прощения (Мф 18.2г).

 

7. Сиф и Енос (Шет и Энош)  Быт 4.25–26

 

25 Адам вновь познал свою жену. Она родила сына и назвала его Шет, что означало: «Бог дал мне новое дитя вместо Авеля, убитого Каином».

26 У Шета был сын, которого он назвал Эно́ш2. С тех пор люди и начали призывать имя ЯХВЕ.

 

Хотя зло и распространяется в мире, но оно не целиком завладевает человечеством.

<В Синодальном переводе это место читается так:> Призывать имя Господа: «призывать» — значит «поклоняться, почитать». «Господь» — в евр. тексте ЯГВЕ (прежде неправильно читали Иегова). Это имя (Сущий) было впервые открыто Моисею (Исх 6.2–3). В данном случае речь идет о том, что традиция истинного богопочитания никогда не прерывалась в человечестве. Согласно предположению некоторых ученых, имя Ягве было известно до Моисея жрецам племени кенитов–мадианитян. См. ниже, стр. 156.

 

8. Родословная первых поколений (Быт 5)

Вот книга про род Адама. Когда Бог сотворил человека, создал Он подобие Божье. 2 Он мужчину и женщину сотворил, благословил и, сотворив их, дал им имя «человек».

3 Когда Адаму было сто тридцать лет, у него родился сын — его образ и подобие. Адам дал ему имя Шет.

4 После рождения Шета Адам жил восемьсот лет; у него были еще сыновья и дочери. 5 Прожив девятьсот тридцать лет, Адам умер.

6 Когда Шету было сто пять лет, у него родился сын Энош. 7 После рождения Эноша Шет жил восемьсот семь лет; у него были еще сыновья и дочери. 8 Прожив девятьсот двенадцать лет, Шет умер.

9 Когда Эношу было девяносто лет, у него родился сын Кена́н. 10 После рождения Кенана Энош жил восемьсот пятнадцать лет; у него были еще сыновья и дочери. 11 Прожив девятьсот пять лет, Энош умер.

12 Когда Кенану было семьдесят лет, у него родился сын Махалалэ́л.13 После рождения Махалалэла Кенан жил восемьсот сорок лет; у него были еще сыновья и дочери. 14 Прожив девятьсот десять лет, Кенан умер.

15 Когда Махалалэлу было шестьдесят пять лет, у него родился сын Ие́́ред.16 После рождения Иереда Махалалэл жил восемьсот тридцать лет; у него были еще сыновья и дочери. 17 Прожив восемьсот девяносто пять лет, Махалалэл умер.

18 Когда Иереду было сто шестьдесят два года, у него родился сын Енох. 19 После рождения Еноха Иеред жил восемьсот лет; у него были еще сыновья и дочери.20 Прожив девятьсот шестьдесят два года, Иеред умер.

21 Когда Еноху было шестьдесят пять лет, у него родился сын Метуше́́лах. 22 После рождения Метушелаха Енох жил триста лет, его жизнь шла с Богом, у него были еще сыновья и дочери. 23 Триста шестьдесят пять лет прожил Енох, 24 и его жизнь шла с Богом. И не стало Еноха: Бог взял его к Себе.

25 Когда Метушелаху было сто восемьдесят семь лет, у него родился сын Ла́мех. 26 После рождения Ламеха Метушелах жил семьсот восемьдесят два года; у него были еще сыновья и дочери.27 Прожив девятьсот шестьдесят девять лет, Метушелах умер.

28 Когда Ламеху было сто восемьдесят два года, у него родился сын. 29 Ламех дал ему имя Ной и сказал: «Он принесет нам утешение в нашей работе, в наших трудах на земле, проклятой  Господом».

30 После рождения Ноя Ламех жил пятьсот девяносто пять лет; у него были еще сыновья и дочери. 31 Прожив семьсот семьдесят семь лет, Ламех умер.

32 Когда Ною было пятьсот лет, у него родились сыновья: Сим, Хам и Я́фет.

 

Эта глава входит в серию родословных, которые включены в священническую традицию Пятикнижия (Р)[19]. Цель её — показать единство человеческого рода как одной семьи (см. Деян 17.26–27). 

Имя Адам (ст. 1) — собирательное имя всего человечества и первой пары как его представителей (см. выше, стр. 68—69). Долголетие первых людей должно обозначать, что, утратив возможность бессмертия, они как бы взамен его получили долгие годы жизни. Впоследствии, с увеличением зла на земле, срок жизни укорачивается (Быт 6.3).

1 4:1 Имя Каин созвучно по- еврейски глаголу «обретать, приобретать» (кан_а ).

2 В Синодальном переводе  Шет - Сиф,  Энош  – Енос.

 

ДАЛЕЕ

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог